Библиотечный урок "Экологические журналы в школьной библиотеке"
Введение
В 2008 году исполнилось 80 лет со дня создания журнала "Юный натуралист". Библиотека использует этот факт для расширения знаний младших школьников в области экологии, так как экологическое воспитание, на наш взгляд, необходимо начинать с раннего возраста. Проблемы экологии настолько велики в настоящее время, что испытывать на себе и решать их придется нашим детям. Чем раньше мы начнем воспитывать в детях ответственное отношение к окружающему миру, тем лучше.
Цели:
   1) Привлечь детей к чтению, получению информации через экологические журналы.
   2) Способствовать расширению информационного поля, кругозора учащихся младших классов.
   3) Воспитывать в детях чувство ответственного отношения к окружающему миру.
Задачи:
   1) Научить детей уметь ориентироваться в материалах журналов "Юный натуралист" и "Свирель", находить необходимую информацию.
Оформление:
Различные номера журналов "Юный натуралист", "Свирель" за различные годы, постеры с фотографиями животных, плакаты с терминами "ГРИНПИС", "IFAW" – Международная организация по защите животных.
Ход урока
Библиотека выписывает различные познавательные журналы. Ребята, назовите, с какими журналами вы знакомы?
Ответы ребят: "А почему?", "Детская энциклопедия", "Мир техники для детей", "Геоленок"…
Эти журналы рассказывают о науке, технике, о путешествиях, искусстве и о многом другом. Но сегодня мы поговорим только о тех из них, которые помогут вам любить, изучать и беречь природу.
Чтение сочинения:
"Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее…
Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда? Это и небо у нас над головой, и земля под ногами, и воздух, без которого мы не можем жить. Это богатый мир растений и удивительный мир животных. Это наша родная природа с ее лугами и полями, лесами и реками, горами и морями.
Человек должен сохранить природу, уберечь ее от гибели. Тем самым он сохранит и себя".
Мы живем в большом городе. А город в 21 веке – вечный должник природы. Почему?
   1. Он берет кислород без отдачи, земля вокруг закована в мертвый асфальт.
   2. В городе много предприятий, которые загрязняют атмосферу и воду.
   3. Газы автомобилей попадают нам в легкие, ядовитые вещества после сжигания на свалках летают в воздухе и вредят людям.
   4. Город оставляет большое количество отходов.
Вопросы по экологии:
   1. Сколько мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? (2-2,5 кг)
   2. Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения? (содержат ртуть)
   3. На сколько лет снижается продолжительность жизни человека в больших городах? (на 10-12 лет).
   4. Что такое Гринпис? (Международная организация по охране окружающей среды) – на доске – плакат с большими буквами ГРИНПИС.
Всю информацию по данным вопросам мы можем найти вот в этих детских экологических журналах, которые я вам принесла.
"Юный натуралист" (Натуралист – тот, кто занимается изучением природы). Это старейший журнал о природе для детей, он основан в 1928 году. Ему уже более 80 лет. Этот журнал читали многие поколения: ваши родители, бабушки и дедушки и, наверное, прабабушки и прадедушки.
Чтение стихотворения о юбилее журнала:
          Есть журнал такой, в котором
          Нам полезен каждый лист.
          Любим мы тебя недаром,
          Юный наш натуралист.
          Много в нем стихов, рассказов,
          Нужных, важных всем статей,
          Очень ярких фотосказов,
          И вопросов, и статей.
          Ты с природой нас знакомишь
          Дорогой нам всем Земли.
          Так расскажешь, что запомнить
          Мы поймем, о чем прочли.
          Кто с тобой общался с детства,
          Тот умней, добрее стал.
          Так, спасибо за знакомство,
          Дорогой ты мой журнал.
Журнал выходит 1 раз в месяц. Разделы в каждом номере меняются, но есть постоянно действующие:
   1. Оказывается, оказывается, оказывается - раздел об интересных фактах из мира природы. Примеры: "03 для кактуса" – N 10, 2008, с. 4; "Плащеносная ящерица"- N 7, 2008, с.7 и др…) Заранее было дано задание: подготовить рассказ об интересном факте (2-3 примера).
   2. Лесная газета. Главные герои этого раздела – Лесовичок, Сойка Сорокина, черепаха Торопыгина.
Лесовичок рассказывает о временах года, о названиях месяцев, народных приметах.
Сойка Сорокина приносит новости из леса (Пример: "Почему коровка "божья"? – N 10, 2008, с. 9).
Черепаха Торопыгина ведет свой неторопливый рассказ и одновременно загадки загадывает. Давайте отгадаем некоторые из них:
N 6, 2008 год – "Загадки лягушек" – стр. 11
N 10, 2008 год – "Птицы леса" – стр. 11
   3. Клуб Почемучек – отвечает Бинок на письма ребят, ребята пишут письма, посылают в журнал свои фотографии, рисунки. Вы так же можете посылать свои интересные истории, рисунки, фотографии.
   4. Записки натуралиста – рассказ о разных историях, которые происходят с животными. (Примеры: "Колючий захватчик" – N 10, 2008, с. 43; "Усатый молокосос" - N 6, 2008, с.46.)
     а) В каждом номере журнала печатается продолжение какой-либо интересной повести, например, сейчас печатается повесть Ю. Пшонкина "Пленник волчьей стаи".
     б) В журнале часто встречаются рубрики: "Прогулки по зоопарку", "Знакомые незнакомцы", "Тысяча диковин" (при наличии времени – пример – статья "Глаза в глаза" об устройстве глаз у разных животных - N 7, 2008, с. 28-33)…
     в) В журнале часто публикуются материалы о Международном фонде защиты животных (IFAW). – Рассказ об акции "Собери пластиковый мусор". – N 10, 2008, с. 22.
Информация о пластике.
Массовое производство пластика началось 50 лет назад. По подсчетам ученых, 5% всего пластика, произведенного в мире, сейчас находится в морях и океанах. Морские животные принимают пластиковые пакеты за пищу и проглатывают их, из-за чего часто испытывают страдания и дажпогибают. Ежегодно в мире производится около 200 миллионов тонн пластика, лишь 3% из них подвергается переработке. Период разложения пластикового пакета – от 400 до 1000 лет. Во многих странах начата борьба с пластиковыми пакетами, ведется замена их на бумажные или из материалов, которые можно переработать. В Китае с 1 июня 2008 года введен полный запрет на производство и использование пластиковых пакетов, нарушителям грозят большие штрафы, а вот тех, кто будет использовать холщовые сумки, обещают поощрять. С 2003 года в Тайване пластиковые пакеты изъяты из всех государственных и частных торговых центров. В США выпустили закон о введении штрафов для нарушителей, использующих пластик вместо бумажных пакетов. Японские власти ратуют за полотняные сумки. Мэрия Парижа не просто постановила прекратить использование в магазинах пластиковых сумок, но и провела информационную кампанию, в ходе которой жители города узнали о причинах такого решения.
Проблема по сбору и переработке мусора очень серьезная. Много говорится в газетах, по телевидению о строительстве мусоросжигающих заводов, о бережном отношении к природе, но начинать надо с себя.
Сейчас мы посмотрим маленький спектакль "Экологическое бедствие".
(Экологическое бедствие Стасик)
   Действующие лица:
   Лешачок Маврикий
   Мышь Вероника
   Мышь Алевтина
   Мальчик Стасик
   Ящерица
   Библиотекарь
Библиотекарь: В одном лесу жил да был Лешачок по имени Маврикий. Больше всего на свете Лешачок любил прогуляться после обеда.
Лешачок прогуливается по сцене, напевая песенку
Вот как-то Лешачок прогуливался между грибов и травинок. И вдруг прямо над его головой…
Раздается громкий звук падающего предмета. Лешачок пригибается и закрывает голову руками. Потом испуганно подходит к большой пластиковой бутылке из-под "Фанты".
Библиотекарь: … прямо над его головой просвистело что-то огромное, похожее на ракету.
Лешачок: Ого! Что это такое? Наверное, это – неопознанный летающий объект с лешачками-инопланетянами на борту!
Эй! Кто тут есть? Привет, братья по разуму! Ау!
Появляется Мышь Вероника. Она вертит веревочным хвостом и тоже рассматривает бутылку.
Библиотекарь: Это мышь Вероника, главная в лесу вертихвостка.
Мышь Вероника: Маврикий, ты чего орёшь? Кого ты тут нашёл?
Лешачок (радостно): Вероника, смотри! Неопознанный летающий объект! С лешачками-инопланетянами на борту!
Мышь Вероника: Где? Где? Где?
Они вместе разглядывают банку.
Лешачок: Никого нет!
Мышь Вероника: Фу, на дне - какая-то жидкость!
Лешачок: Наверное, от несчастного инопланетянина при посадке осталось лишь мокрое место!
Мышь Вероника: Ой, я знаю, что это! Это же банка от "Фанты"!
Лешачок (разочарованно): банка от "Фанты"? Откуда в нашем лесу банка от "Фанты"?
Мышь Вероника: Её вон тот белобрысый мальчишка бросил. (Показывает за занавес).
Лешачок (сжимает кулаки от негодования): Какой гадкий мальчишка!
Библиотекарь: Да, вот такой гадкий мальчишка! Взял и ни с того, ни с сего бросил в лесу банку от "Фанты". Думаю, вам знакомы такие гадкие мальчишки, да?
Голоса из зала: Да!
Библиотекарь: Но это ещё не конец истории. Сейчас я вам расскажу, что произошло на следующий день. День был милый, солнечный, и Маврикий решил подремать под листом ландыша.
Маврикий укладывается спать, засыпает. Тут снова пробегает Стасик, а за ним на веревочке - большой кусок от фольги, он все это бросает и убегает.
Лешачок (просыпается): А! Что это такое! Может быть, это золото?
Мышь Вероника (ехидно): Как бы не так! Это фантик от конфет! Это опять белобрысый мальчишка мусорит.
Лешачок (кричит с досадой): Ну откуда ты все знаешь? Вдруг это все-таки золото?!
Мышь Вероника: Я ведь зимой не в лесу живу. А в большом доме, в квартире, под ванной. Я жизнь людей хорошо знаю.
Лешачок (свирепо): Ох уж мне этот мальчишка, погоди! Ладно бы ещё золото кидал, а то какие-то фантики! Знать бы его имя!
Мышь Вероника: Это Стасик из третьего подъезда, я его знаю. У него на кухне моя подруга проживает, мышь Алевтина.
Лешачок (возмущенно): Вот поганец этот Стасик!
Библиотекарь: Лешачок был ужасно возмущен, даже шерстка на его спинке встала дыбом.
Утром следующего дня лешачок улегся загорать, задремал на солнышке, а когда проснулся, увидел вокруг себя… снег!
Лешачок лежит на животе, а вокруг разбросано что-то белое.
Лешачок (радостно подпрыгивает): Снег в июле! Загадка природы! Аномальное явление! Влияние циклона!
Мышь Вероника: Ха! Циклона! Это всё Стасик. Он пенопластовую коробку раскрошил.
Лешачок (Свирепо подпрыгивает и машет кулаками): Ну, Стасик, держись!
Лешачок убегает и сразу же появляется снова с большой книгой.
Лешачок: Сейчас-сейчас! (Листает книгу) Нужно найти самое страшное заклинание… Нашел! Ура! Ну, теперь мы ему покажем!
Библиотекарь: На следующий день Стасик появился снова. Он нес кулек конфет, Фантики, словно бабочки, порхали и садились на траву.
Лешачок: Вот он! Фантики кидает, паршивец!
Вероника: Скорее произноси заклинание, а то уйдет!
Лешачок (размахивая руками, колдует):
          Тарбу-нарбу-три стиха,
          Тарбу-нарбу ха-ха-ха,
          Торли ноли, попадайся,
          Торли-норли, уменьшайся!
          Пш-ш-ш!
Библиотекарь: Лешачок грозно произнес заклинание, и Стасик, стал стремительно уменьшаться. Мгновение – и он вот-вот станет ростом с мышку. Маврикий не дал ему опомниться!
Лешачок: Иди-ка сюда, дружок! (сердито) На экскурсию пойдешь по моим владениям...
Стасик (оглядываясь): Куда я попал-то? О, кажется, я в первобытном мире! Вижу гигантские хвощи и гигантские папоротники! А динозавры у вас водятся?
Лешачок: Нет, не водятся! Зато водятся белки. Мыши, птички, кузнечики, жуки и лешачки вроде меня! И всем нам житья не стало от твоих банок, пакетов и бумажек!
Стасик (показывает пальцем): Смотрите! Вон, вон динозавр!
Тут выползает ящерица.
Ящерица: Я не динозавр! Балда! Я маленькая ящерица! (Поет):
          Невозможно жить в лесу: Мусор! Мусор! Мусор!
          На хвосте и на носу мусор! Мусор! Мусор!
          Не дает нигде пройти мусор, мусор. Мусор!
          Лес в порядок привести мусор, мусор
          Оставляют люди нам мусор, мусор, мусор!
          Оттого в лесу бедлам: мусор, мусор, мусор!
Стасик (указывает пальцем): Ой! Вижу взорванный секретный завод!
Мышь Вероника (возмущенно): И никакой это не завод! Это вы с мальчишками костер вчера жгли и накидали вокруг пластиковых бутылок, железных банок и битого стекла!
Стасик (чешет в затылке): Да-а… Прямо экологическое бедствие.
Лешачок (сурово): И это бедствие называется Стасик! И чтобы избавиться от этого лесного бедствия, мы решили тебя судить. Вот судья - мышь Вероника. Познакомься.
Мышь Вероника (морщится): А чего нам знакомиться! Приговорить его к заколдовыванию! Заколдуй его, Маврикий! Преврати его в жука! Пусть-ка поползает по своим банкам-бутылкам!
Стасик (испуганно): Ой. Мамочка! Не надо в жука!
Лешачок (неумолимо): Очень даже надо!
Стасик: Не надо! Пожалуйста! У меня мама жуков боится! Она меня домой не пустит!
Лешачок: Ничего, в лесу поживешь! Узнаешь, каково жить в грязи, которую вы, люди. Нам здесь создаете!
Стасик (совсем испуганно): Не превращайте! Я больше не буду!
Библиотекарь: Прости его, Маврикий! Он больше не будет!
Лешачок: Знаю я его "не буду"! Посмотри, сколько он нам всякой дряни накидал!
Стасик (плачет): Я честно больше не буду!
Библиотекарь (в класс): Как вы думаете, ребята, он больше не будет?
Ребята: Не будет!
Мышь Вероника: Не слушай их, Маврикий, они сами в лесу мусорят! Превращай скорее!
Лешачок (колдует, размахивая руками):
          Тарбу-нарбу-три стиха,
          Тарбу-нарбу ха-ха-ха,
          Торли норли…
Тут выбегает Мышь Алевтина.
Мышь Алевтина (испуганно): Стойте! Стойте! Не превращайте! Я за Стасика ручаюсь! Он исправится и мусор уберет! Он хороший! Он зимой меня из мышеловки спас!
          Зимою в той кухне лежала морковка.
          Морковка! Какая уловка!
          Ведь это была не простая морковка!
          О ужас! Ведь это была мышеловка!
          Её там поставил Вовка!
          И я заметалась! Ах, как я попалась!
          Как я поступила неловко!
А Стасик меня спас! Вытащил! И сыра кусочек дал! И на волю отпустил! Он больше не будет!
Мышь Вероника: Ну, раз кусочек сыра – тогда уж так и быть – простим на первый раз!
Мышь Алевтина: Ой, спасибо! Уж такое вам спасибо! Просто спасибище огромное!
Лешачок: Да уж ладно, но учтите! До первого раза!
Стасик (решительно): Я честно больше не буду! А зимой вам что-нибудь поесть принесу. И птицам кормушки повешу!
Все вместе: Ура! Ура! Ура! (Хором):
          Невозможно жить в лесу:
          Мусор, мусор, мусор!
          На хвосте и на носу
          Мусор, мусор, мусор!
          Не дает нигде пройти
          Мусор, мусор, мусор!
          Оттого в лесу бедлам:
          Мусор, мусор, мусор.
          Люди! Больше не сорите!
          Лучше мусор уберите!
Экологический журнал "Свирель".
Чтение стихотворения:
          Открывайте окна, двери!
          Мы играем на свирели
          Под открытым настежь небом.
          Кто пойдет за нами следом?
          Неба чистого лазурь
          Не боится грозных бурь,
          Дети разных чудных стран
          Переплыли океан.
          Вместе с ними птицы, звери.
          Мы играем на свирели
          Под открытым настежь небом.
          Кто пойдет за нами следом!
          Не летают в небе птицы,
          Из реки нельзя напиться.
          Родниковая вода
          Стала горькой, как беда.
          Этот сон не должен сниться!
          Открывайте окна, двери.
          Мы играем на свирели
          Под открытым настежь небом.
          Кто пойдет за нами следом?
Журнал называется "Свирель", так называется музыкальный инструмент, который обладает удивительно нежным и чистым звуком, вот такой же чистой должна быть и наша природа.
Какую же информацию мы можем найти на страницах этого журнала?
   1. Почти в каждом номере есть рассказ о заповедниках или национальных парках. Например, очень интересно прочитать в N 5 за 2008 год о национальном парке, который находится в 130 км от Москвы. Называется он Плещеево озеро, в самом центре России, в Подмосковье вдруг мы встречаемся с озером, в котором необыкновенно чистая вода, это озеро даже называют вторым Байкалом. Уникальна фауна и флора( животный и растительный мир) в этом парке, здесь, например, растет занесенный в Красную книгу Венерин башмачок (показ фотографии), на берегах озера можно встретить еще одну редкость – это полушник озерный – древнее папоротникообразное растение, настоящее живое ископаемое, сохранившееся с доисторических времен… И много, много еще интересного вы узнаете из этой статьи.
(При наличии времени в сильных классах можно спросить ребят: Чем отличаются национальные парки от заповедников? Какие заповедники есть на территории Мурманской области?)
   2. В журнале очень много интересных фактов о самых разных животных. Привести примеры. (Рассказ о летучих мышах – статья "Крылатое эхо" в N 8, 2006 года, с. 10.)
   3. Журнал "Свирель" - журнал нового поколения, в нем используются самые современные технологии, например, макросъемка. Это когда очень маленькие объекты фотографируются крупным планом. Такая съемка позволяет рассмотреть все в деталях. Героями её чаще всего становятся цветы и насекомые. Пример – фотография беременной самки скорпиона -№6, 2008. с. 31.
   4. Фотовикторина. Огромное количество качественных фотографий делает журнал очень привлекательным. Хочется листать и листать его страницы, расширять свой кругозор. Сейчас мы с вами проведем интересную фотовикторину: по фотографии узнать и коротко рассказать о животном. (Фотографии: Жаба Суринамская пипа - N 11, 2007, с.14 (удивительная мама, которая на своей спинке вынашивает своих деток);
Белый кит - N 10, 2007, с. 28 – второе название – белуха. Место обитания Северный Ледовитый океан, обитает также в Белом море;
Морской конек- N 7, 2006, с. 26 – удивительный папа – самцу принадлежит главенствующая роль в воспроизводстве потомства;
Комодский варан – N 4, 2008, с. 29;
Сайгак – N 11. 2008. с.1;
Броненосец – N 9, 2006,с 12;
В каждом номере журнала имеются постеры с фотографиями животных, из этих постеров можно дома организовать целую фотовыставку.
Часто в журнале встречаются страницы, выделенные красной линией – это животные, занесенные в Красную книгу, например, горный гусь
(N 3. 2007. с. 8) или птичка мандаринка (N 12, 1998, с. 14).
Горный гусь
Мандаринка
   5. Кроссворды самые разнообразные и на разные темы ("Зеленая аптека" – о лекарственных растениях; "Новогодний хоровод" – о символах-животных Восточного календаря; "Весенний букет" – о первоцветах; "Галопом по Европам" – о животных Европы и т.д. У ребят на партах лежат различные номера журналов "Свирель", я прошу найти в них кроссворды и определить, на какую они тему. При наличии времени разгадываем один из кроссвордов.
Заключение
Мы с вами познакомились с 2 журналами. Как вы думаете, где можно использовать информацию из этих журналов?
Ответы: на уроках природоведения для подготовки различных сообщений, при написании сочинений о природе, для чтения в кругу семьи, с друзьями можно организовать интересный досуг.
Какие разделы журнала вас заинтересовали больше всего?
Ответы детей.
Отзывы педагогов на проведенный библиотечный урок
Урок проводился в нескольких классах: 3а, 3б, 2а, 2б, 4б. Перед уроком детям было дано задание: подготовить интересное сообщение по журналам "Свирель" и "Юный натуралист".
Андросик Марина Ивановна, учитель 2а класса:
"Цели урока (формирование информационной культуры учащихся, привлечение к чтению экологических журналов…) достигнуты. Во время урока использована яркая познавательная наглядность. Театральное действие, внесенное в библиотечный урок, создало яркое эмоциональное настроение. Дети во время урока были активными участниками".
Васильева Марина Борисовна, учитель 4б класса:
"Библиотечный урок вызвал у детей большой интерес к научно-познавательной литературе. После урока дети живо обсуждали услышанное. Многие дети пошли сразу в библиотеку за журналами. Пользуясь данными журналами, ребята к урокам окружающего мира подготовили сообщения экологической направленности".
Маслова Людмила Васильевна, учитель 3б класса:
"Мероприятие познавательное, содержит большой фактический материал, способствует формированию информационной культуры. Дети принимали активное участие в ходе урока".
Марьина Марина Григорьевна, учитель 2б класса:
"Тема занятия отличается актуальностью, направлена на воспитание в детях любви к природе. Урок соответствовал возрастным особенностям детей. Библиотечный урок активизировал посещение детьми библиотеки, расширил круг чтения детей".
Литература:
1. Бесхлебникова В. Тематическое планирование по предмету "Основы книжной культуры" // Школьная библиотека. – 2001. - N 2. –с.33-34.
2. Библиотечные уроки обычные и необычные: Комплект из трех книжек // БШ. – 2002. - N 16(76).
3. Камакин О. Все на борьбу с пластиком! // Лазурь. – 2008. - N 11. – с.25-26.
4. Свирель: детский экологический журнал – разного года издания.
5. Читаем, учимся, играем. – 1999. - N 5.
6. Юный натуралист - разного года издания.
 
 
 
 
Hosted by uCoz