Библиотечный урок "Экологические журналы в школьной библиотеке" |
Введение |
В 2008 году исполнилось 80 лет со дня создания журнала "Юный натуралист". Библиотека использует этот факт для расширения знаний младших школьников в области экологии, так как экологическое воспитание, на наш взгляд, необходимо начинать с раннего возраста. Проблемы экологии настолько велики в настоящее время, что испытывать на себе и решать их придется нашим детям. Чем раньше мы начнем воспитывать в детях ответственное отношение к окружающему миру, тем лучше. |
Цели: |
1) Привлечь детей к чтению, получению информации через экологические журналы. |
2) Способствовать расширению информационного поля, кругозора учащихся младших классов. |
3) Воспитывать в детях чувство ответственного отношения к окружающему миру. |
Задачи: |
1) Научить детей уметь ориентироваться в материалах журналов "Юный натуралист" и "Свирель", находить необходимую информацию. |
Оформление: |
Различные номера журналов "Юный натуралист", "Свирель" за различные годы, постеры с фотографиями животных, плакаты с терминами "ГРИНПИС", "IFAW" – Международная организация по защите животных. |
Ход урока |
Библиотека выписывает различные познавательные журналы. Ребята, назовите, с какими журналами вы знакомы? |
Ответы ребят: "А почему?", "Детская энциклопедия", "Мир техники для детей", "Геоленок"… |
Эти журналы рассказывают о науке, технике, о путешествиях, искусстве и о многом другом. Но сегодня мы поговорим только о тех из них, которые помогут вам любить, изучать и беречь природу. |
Чтение сочинения: |
"Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять в пищу чистые продукты. Но делать это с каждым годом становится все сложнее… |
Виной тому очень сильное загрязнение окружающей среды. Что такое окружающая среда? Это и небо у нас над головой, и земля под ногами, и воздух, без которого мы не можем жить. Это богатый мир растений и удивительный мир животных. Это наша родная природа с ее лугами и полями, лесами и реками, горами и морями. |
Человек должен сохранить природу, уберечь ее от гибели. Тем самым он сохранит и себя". |
Мы живем в большом городе. А город в 21 веке – вечный должник природы. Почему? |
1. Он берет кислород без отдачи, земля вокруг закована в мертвый асфальт. |
2. В городе много предприятий, которые загрязняют атмосферу и воду. |
3. Газы автомобилей попадают нам в легкие, ядовитые вещества после сжигания на свалках летают в воздухе и вредят людям. |
4. Город оставляет большое количество отходов. |
Вопросы по экологии: |
1. Сколько мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? (2-2,5 кг) |
2. Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения? (содержат ртуть) |
3. На сколько лет снижается продолжительность жизни человека в больших городах? (на 10-12 лет). |
4. Что такое Гринпис? (Международная организация по охране окружающей среды) – на доске – плакат с большими буквами ГРИНПИС. |
Всю информацию по данным вопросам мы можем найти вот в этих детских экологических журналах, которые я вам принесла. |
"Юный натуралист" (Натуралист – тот, кто занимается изучением природы). Это старейший журнал о природе для детей, он основан в 1928 году. Ему уже более 80 лет. Этот журнал читали многие поколения: ваши родители, бабушки и дедушки и, наверное, прабабушки и прадедушки. |
Чтение стихотворения о юбилее журнала: |
Есть журнал такой, в котором |
Нам полезен каждый лист. |
Любим мы тебя недаром, |
Юный наш натуралист. |
Много в нем стихов, рассказов, |
Нужных, важных всем статей, |
Очень ярких фотосказов, |
И вопросов, и статей. |
Ты с природой нас знакомишь |
Дорогой нам всем Земли. |
Так расскажешь, что запомнить |
Мы поймем, о чем прочли. |
Кто с тобой общался с детства, |
Тот умней, добрее стал. |
Так, спасибо за знакомство, |
Дорогой ты мой журнал. |
Журнал выходит 1 раз в месяц. Разделы в каждом номере меняются, но есть постоянно действующие: |
1. Оказывается, оказывается, оказывается - раздел об интересных фактах из мира природы. Примеры: "03 для кактуса" – N 10, 2008, с. 4; "Плащеносная ящерица"- N 7, 2008, с.7 и др…) Заранее было дано задание: подготовить рассказ об интересном факте (2-3 примера). |
2. Лесная газета. Главные герои этого раздела – Лесовичок, Сойка Сорокина, черепаха Торопыгина. |
Лесовичок рассказывает о временах года, о названиях месяцев, народных приметах. |
Сойка Сорокина приносит новости из леса (Пример: "Почему коровка "божья"? – N 10, 2008, с. 9). |
Черепаха Торопыгина ведет свой неторопливый рассказ и одновременно загадки загадывает. Давайте отгадаем некоторые из них: |
N 6, 2008 год – "Загадки лягушек" – стр. 11 |
N 10, 2008 год – "Птицы леса" – стр. 11 |
3. Клуб Почемучек – отвечает Бинок на письма ребят, ребята пишут письма, посылают в журнал свои фотографии, рисунки. Вы так же можете посылать свои интересные истории, рисунки, фотографии. |
4. Записки натуралиста – рассказ о разных историях, которые происходят с животными. (Примеры: "Колючий захватчик" – N 10, 2008, с. 43; "Усатый молокосос" - N 6, 2008, с.46.) |
а) В каждом номере журнала печатается продолжение какой-либо интересной повести, например, сейчас печатается повесть Ю. Пшонкина "Пленник волчьей стаи". |
б) В журнале часто встречаются рубрики: "Прогулки по зоопарку", "Знакомые незнакомцы", "Тысяча диковин" (при наличии времени – пример – статья "Глаза в глаза" об устройстве глаз у разных животных - N 7, 2008, с. 28-33)… |
в) В журнале часто публикуются материалы о Международном фонде защиты животных (IFAW). – Рассказ об акции "Собери пластиковый мусор". – N 10, 2008, с. 22. |
Информация о пластике. |
Массовое производство пластика началось 50 лет назад. По подсчетам ученых, 5% всего пластика, произведенного в мире, сейчас находится в морях и океанах. Морские животные принимают пластиковые пакеты за пищу и проглатывают их, из-за чего часто испытывают страдания и дажпогибают. Ежегодно в мире производится около 200 миллионов тонн пластика, лишь 3% из них подвергается переработке. Период разложения пластикового пакета – от 400 до 1000 лет. Во многих странах начата борьба с пластиковыми пакетами, ведется замена их на бумажные или из материалов, которые можно переработать. В Китае с 1 июня 2008 года введен полный запрет на производство и использование пластиковых пакетов, нарушителям грозят большие штрафы, а вот тех, кто будет использовать холщовые сумки, обещают поощрять. С 2003 года в Тайване пластиковые пакеты изъяты из всех государственных и частных торговых центров. В США выпустили закон о введении штрафов для нарушителей, использующих пластик вместо бумажных пакетов. Японские власти ратуют за полотняные сумки. Мэрия Парижа не просто постановила прекратить использование в магазинах пластиковых сумок, но и провела информационную кампанию, в ходе которой жители города узнали о причинах такого решения. |
Проблема по сбору и переработке мусора очень серьезная. Много говорится в газетах, по телевидению о строительстве мусоросжигающих заводов, о бережном отношении к природе, но начинать надо с себя. |
Сейчас мы посмотрим маленький спектакль "Экологическое бедствие". (Экологическое бедствие Стасик) |
Действующие лица: |
Лешачок Маврикий |
Мышь Вероника |
Мышь Алевтина |
Мальчик Стасик |
Ящерица |
Библиотекарь |
Библиотекарь: В одном лесу жил да был Лешачок по имени Маврикий. Больше всего на свете Лешачок любил прогуляться после обеда. |
Лешачок прогуливается по сцене, напевая песенку |
Вот как-то Лешачок прогуливался между грибов и травинок. И вдруг прямо над его головой… |
Раздается громкий звук падающего предмета. Лешачок пригибается и закрывает голову руками. Потом испуганно подходит к большой пластиковой бутылке из-под "Фанты". |
Библиотекарь: … прямо над его головой просвистело что-то огромное, похожее на ракету. |
Лешачок: Ого! Что это такое? Наверное, это – неопознанный летающий объект с лешачками-инопланетянами на борту! |
Эй! Кто тут есть? Привет, братья по разуму! Ау! |
Появляется Мышь Вероника. Она вертит веревочным хвостом и тоже рассматривает бутылку. |
Библиотекарь: Это мышь Вероника, главная в лесу вертихвостка. |
Мышь Вероника: Маврикий, ты чего орёшь? Кого ты тут нашёл? |
Лешачок (радостно): Вероника, смотри! Неопознанный летающий объект! С лешачками-инопланетянами на борту! |
Мышь Вероника: Где? Где? Где? |
Они вместе разглядывают банку. |
Лешачок: Никого нет! |
Мышь Вероника: Фу, на дне - какая-то жидкость! |
Лешачок: Наверное, от несчастного инопланетянина при посадке осталось лишь мокрое место! |
Мышь Вероника: Ой, я знаю, что это! Это же банка от "Фанты"! |
Лешачок (разочарованно): банка от "Фанты"? Откуда в нашем лесу банка от "Фанты"? |
Мышь Вероника: Её вон тот белобрысый мальчишка бросил. (Показывает за занавес). |
Лешачок (сжимает кулаки от негодования): Какой гадкий мальчишка! |
Библиотекарь: Да, вот такой гадкий мальчишка! Взял и ни с того, ни с сего бросил в лесу банку от "Фанты". Думаю, вам знакомы такие гадкие мальчишки, да? |
Голоса из зала: Да! |
Библиотекарь: Но это ещё не конец истории. Сейчас я вам расскажу, что произошло на следующий день. День был милый, солнечный, и Маврикий решил подремать под листом ландыша. |
Маврикий укладывается спать, засыпает. Тут снова пробегает Стасик, а за ним на веревочке - большой кусок от фольги, он все это бросает и убегает. |
Лешачок (просыпается): А! Что это такое! Может быть, это золото? |
Мышь Вероника (ехидно): Как бы не так! Это фантик от конфет! Это опять белобрысый мальчишка мусорит. |
Лешачок (кричит с досадой): Ну откуда ты все знаешь? Вдруг это все-таки золото?! |
Мышь Вероника: Я ведь зимой не в лесу живу. А в большом доме, в квартире, под ванной. Я жизнь людей хорошо знаю. |
Лешачок (свирепо): Ох уж мне этот мальчишка, погоди! Ладно бы ещё золото кидал, а то какие-то фантики! Знать бы его имя! |
Мышь Вероника: Это Стасик из третьего подъезда, я его знаю. У него на кухне моя подруга проживает, мышь Алевтина. |
Лешачок (возмущенно): Вот поганец этот Стасик! |
Библиотекарь: Лешачок был ужасно возмущен, даже шерстка на его спинке встала дыбом. |
Утром следующего дня лешачок улегся загорать, задремал на солнышке, а когда проснулся, увидел вокруг себя… снег! |
Лешачок лежит на животе, а вокруг разбросано что-то белое. |
Лешачок (радостно подпрыгивает): Снег в июле! Загадка природы! Аномальное явление! Влияние циклона! |
Мышь Вероника: Ха! Циклона! Это всё Стасик. Он пенопластовую коробку раскрошил. |
Лешачок (Свирепо подпрыгивает и машет кулаками): Ну, Стасик, держись! |
Лешачок убегает и сразу же появляется снова с большой книгой. |
Лешачок: Сейчас-сейчас! (Листает книгу) Нужно найти самое страшное заклинание… Нашел! Ура! Ну, теперь мы ему покажем! |
Библиотекарь: На следующий день Стасик появился снова. Он нес кулек конфет, Фантики, словно бабочки, порхали и садились на траву. |
Лешачок: Вот он! Фантики кидает, паршивец! |
Вероника: Скорее произноси заклинание, а то уйдет! |
Лешачок (размахивая руками, колдует): |
Тарбу-нарбу-три стиха, |
Тарбу-нарбу ха-ха-ха, |
Торли ноли, попадайся, |
Торли-норли, уменьшайся! |
Пш-ш-ш! |
Библиотекарь: Лешачок грозно произнес заклинание, и Стасик, стал стремительно уменьшаться. Мгновение – и он вот-вот станет ростом с мышку. Маврикий не дал ему опомниться! |
Лешачок: Иди-ка сюда, дружок! (сердито) На экскурсию пойдешь по моим владениям... |
Стасик (оглядываясь): Куда я попал-то? О, кажется, я в первобытном мире! Вижу гигантские хвощи и гигантские папоротники! А динозавры у вас водятся? |
Лешачок: Нет, не водятся! Зато водятся белки. Мыши, птички, кузнечики, жуки и лешачки вроде меня! И всем нам житья не стало от твоих банок, пакетов и бумажек! |
Стасик (показывает пальцем): Смотрите! Вон, вон динозавр! |
Тут выползает ящерица. |
Ящерица: Я не динозавр! Балда! Я маленькая ящерица! (Поет): |
Невозможно жить в лесу: Мусор! Мусор! Мусор! |
На хвосте и на носу мусор! Мусор! Мусор! |
Не дает нигде пройти мусор, мусор. Мусор! |
Лес в порядок привести мусор, мусор |
Оставляют люди нам мусор, мусор, мусор! |
Оттого в лесу бедлам: мусор, мусор, мусор! |
Стасик (указывает пальцем): Ой! Вижу взорванный секретный завод! |
Мышь Вероника (возмущенно): И никакой это не завод! Это вы с мальчишками костер вчера жгли и накидали вокруг пластиковых бутылок, железных банок и битого стекла! |
Стасик (чешет в затылке): Да-а… Прямо экологическое бедствие. |
Лешачок (сурово): И это бедствие называется Стасик! И чтобы избавиться от этого лесного бедствия, мы решили тебя судить. Вот судья - мышь Вероника. Познакомься. |
Мышь Вероника (морщится): А чего нам знакомиться! Приговорить его к заколдовыванию! Заколдуй его, Маврикий! Преврати его в жука! Пусть-ка поползает по своим банкам-бутылкам! |
Стасик (испуганно): Ой. Мамочка! Не надо в жука! |
Лешачок (неумолимо): Очень даже надо! |
Стасик: Не надо! Пожалуйста! У меня мама жуков боится! Она меня домой не пустит! |
Лешачок: Ничего, в лесу поживешь! Узнаешь, каково жить в грязи, которую вы, люди. Нам здесь создаете! |
Стасик (совсем испуганно): Не превращайте! Я больше не буду! |
Библиотекарь: Прости его, Маврикий! Он больше не будет! |
Лешачок: Знаю я его "не буду"! Посмотри, сколько он нам всякой дряни накидал! |
Стасик (плачет): Я честно больше не буду! |
Библиотекарь (в класс): Как вы думаете, ребята, он больше не будет? |
Ребята: Не будет! |
Мышь Вероника: Не слушай их, Маврикий, они сами в лесу мусорят! Превращай скорее! |
Лешачок (колдует, размахивая руками): |
Тарбу-нарбу-три стиха, |
Тарбу-нарбу ха-ха-ха, |
Торли норли… |
Тут выбегает Мышь Алевтина. |
Мышь Алевтина (испуганно): Стойте! Стойте! Не превращайте! Я за Стасика ручаюсь! Он исправится и мусор уберет! Он хороший! Он зимой меня из мышеловки спас! |
Зимою в той кухне лежала морковка. |
Морковка! Какая уловка! |
Ведь это была не простая морковка! |
О ужас! Ведь это была мышеловка! |
Её там поставил Вовка! |
И я заметалась! Ах, как я попалась! |
Как я поступила неловко! |
А Стасик меня спас! Вытащил! И сыра кусочек дал! И на волю отпустил! Он больше не будет! |
Мышь Вероника: Ну, раз кусочек сыра – тогда уж так и быть – простим на первый раз! |
Мышь Алевтина: Ой, спасибо! Уж такое вам спасибо! Просто спасибище огромное! |
Лешачок: Да уж ладно, но учтите! До первого раза! |
Стасик (решительно): Я честно больше не буду! А зимой вам что-нибудь поесть принесу. И птицам кормушки повешу! |
Все вместе: Ура! Ура! Ура! (Хором): |
Невозможно жить в лесу: |
Мусор, мусор, мусор! |
На хвосте и на носу |
Мусор, мусор, мусор! |
Не дает нигде пройти |
Мусор, мусор, мусор! |
Оттого в лесу бедлам: |
Мусор, мусор, мусор. |
Люди! Больше не сорите! |
Лучше мусор уберите! |
Экологический журнал "Свирель". |
Чтение стихотворения: |
Открывайте окна, двери! |
Мы играем на свирели |
Под открытым настежь небом. |
Кто пойдет за нами следом? |
Неба чистого лазурь |
Не боится грозных бурь, |
Дети разных чудных стран |
Переплыли океан. |
Вместе с ними птицы, звери. |
Мы играем на свирели |
Под открытым настежь небом. |
Кто пойдет за нами следом! |
Не летают в небе птицы, |
Из реки нельзя напиться. |
Родниковая вода |
Стала горькой, как беда. |
Этот сон не должен сниться! |
Открывайте окна, двери. |
Мы играем на свирели |
Под открытым настежь небом. |
Кто пойдет за нами следом? |
Журнал называется "Свирель", так называется музыкальный инструмент, который обладает удивительно нежным и чистым звуком, вот такой же чистой должна быть и наша природа. |
Какую же информацию мы можем найти на страницах этого журнала? |
1. Почти в каждом номере есть рассказ о заповедниках или национальных парках. Например, очень интересно прочитать в N 5 за 2008 год о национальном парке, который находится в 130 км от Москвы. Называется он Плещеево озеро, в самом центре России, в Подмосковье вдруг мы встречаемся с озером, в котором необыкновенно чистая вода, это озеро даже называют вторым Байкалом. Уникальна фауна и флора( животный и растительный мир) в этом парке, здесь, например, растет занесенный в Красную книгу Венерин башмачок (показ фотографии), на берегах озера можно встретить еще одну редкость – это полушник озерный – древнее папоротникообразное растение, настоящее живое ископаемое, сохранившееся с доисторических времен… И много, много еще интересного вы узнаете из этой статьи. |
(При наличии времени в сильных классах можно спросить ребят: Чем отличаются национальные парки от заповедников? Какие заповедники есть на территории Мурманской области?) |
2. В журнале очень много интересных фактов о самых разных животных. Привести примеры. (Рассказ о летучих мышах – статья "Крылатое эхо" в N 8, 2006 года, с. 10.) |
3. Журнал "Свирель" - журнал нового поколения, в нем используются самые современные технологии, например, макросъемка. Это когда очень маленькие объекты фотографируются крупным планом. Такая съемка позволяет рассмотреть все в деталях. Героями её чаще всего становятся цветы и насекомые. Пример – фотография беременной самки скорпиона -№6, 2008. с. 31. |
4. Фотовикторина. Огромное количество качественных фотографий делает журнал очень привлекательным. Хочется листать и листать его страницы, расширять свой кругозор. Сейчас мы с вами проведем интересную фотовикторину: по фотографии узнать и коротко рассказать о животном. (Фотографии: Жаба Суринамская пипа - N 11, 2007, с.14 (удивительная мама, которая на своей спинке вынашивает своих деток); |
Белый кит - N 10, 2007, с. 28 – второе название – белуха. Место обитания Северный Ледовитый океан, обитает также в Белом море; |
Морской конек- N 7, 2006, с. 26 – удивительный папа – самцу принадлежит главенствующая роль в воспроизводстве потомства; |
Комодский варан – N 4, 2008, с. 29; |
Сайгак – N 11. 2008. с.1; |
Броненосец – N 9, 2006,с 12; |
В каждом номере журнала имеются постеры с фотографиями животных, из этих постеров можно дома организовать целую фотовыставку. |
Часто в журнале встречаются страницы, выделенные красной линией – это животные, занесенные в Красную книгу, например, горный гусь (N 3. 2007. с. 8) или птичка мандаринка (N 12, 1998, с. 14). |
Горный гусь |
Мандаринка |
5. Кроссворды самые разнообразные и на разные темы ("Зеленая аптека" – о лекарственных растениях; "Новогодний хоровод" – о символах-животных Восточного календаря; "Весенний букет" – о первоцветах; "Галопом по Европам" – о животных Европы и т.д. У ребят на партах лежат различные номера журналов "Свирель", я прошу найти в них кроссворды и определить, на какую они тему. При наличии времени разгадываем один из кроссвордов. |
Заключение |
Мы с вами познакомились с 2 журналами. Как вы думаете, где можно использовать информацию из этих журналов? |
Ответы: на уроках природоведения для подготовки различных сообщений, при написании сочинений о природе, для чтения в кругу семьи, с друзьями можно организовать интересный досуг. |
Какие разделы журнала вас заинтересовали больше всего? |
Ответы детей. |
Отзывы педагогов на проведенный библиотечный урок |
Урок проводился в нескольких классах: 3а, 3б, 2а, 2б, 4б. Перед уроком детям было дано задание: подготовить интересное сообщение по журналам "Свирель" и "Юный натуралист". |
Андросик Марина Ивановна, учитель 2а класса: |
"Цели урока (формирование информационной культуры учащихся, привлечение к чтению экологических журналов…) достигнуты. Во время урока использована яркая познавательная наглядность. Театральное действие, внесенное в библиотечный урок, создало яркое эмоциональное настроение. Дети во время урока были активными участниками". |
Васильева Марина Борисовна, учитель 4б класса: |
"Библиотечный урок вызвал у детей большой интерес к научно-познавательной литературе. После урока дети живо обсуждали услышанное. Многие дети пошли сразу в библиотеку за журналами. Пользуясь данными журналами, ребята к урокам окружающего мира подготовили сообщения экологической направленности". |
Маслова Людмила Васильевна, учитель 3б класса: |
"Мероприятие познавательное, содержит большой фактический материал, способствует формированию информационной культуры. Дети принимали активное участие в ходе урока". |
Марьина Марина Григорьевна, учитель 2б класса: |
"Тема занятия отличается актуальностью, направлена на воспитание в детях любви к природе. Урок соответствовал возрастным особенностям детей. Библиотечный урок активизировал посещение детьми библиотеки, расширил круг чтения детей". |
Литература: |
1. Бесхлебникова В. Тематическое планирование по предмету "Основы книжной культуры" // Школьная библиотека. – 2001. - N 2. –с.33-34. |
2. Библиотечные уроки обычные и необычные: Комплект из трех книжек // БШ. – 2002. - N 16(76). |
3. Камакин О. Все на борьбу с пластиком! // Лазурь. – 2008. - N 11. – с.25-26. |
4. Свирель: детский экологический журнал – разного года издания. |
5. Читаем, учимся, играем. – 1999. - N 5. |
6. Юный натуралист - разного года издания. |
|