Записки библиотекаря | |||
Автор: библиотекарь СОШ 12 г. Мурманска (МОУ СОШ №12 – ул. Полярной дивизии, д.1/16) Крылова Марина Александровна. Записки эти я помещаю в школьной стенгазете, ребята и учителя читают с интересом, поэтому решила и вас познакомить со своим "произведением". | |||
Начало | |||
За много лет работы (32 года) в библиотеке много всего интересного произошло, жаль, что раньше не догадалась хоть что–то записывать. Для кого-то это малозначительные события, но вот из этих маленьких чёрточек и выстраивается целая линия, линия моей библиотечной работы. Вот уже сколько времени прошло, а я до сих пор помню некоторых читателей, даже не знаю почему. Помню, например, был такой Олег Шаров. Мы с ним часто проводили школьные радиопередачи на самые разные темы. Раньше у нас в школе было радио. Олег вел рубрику "Кругозор", в которой рассказывал о новинках науки и техники. Как-то он целую лекцию мне прочитал про какую-то зонтик-антенну. Что за антенна, для чего она… я уж ничего и не знаю, но помню: он мне все уши прожужжал этой антенной. Я уж от него, как от комара отмахиваюсь, а он все рассказывает и рассказывает… В общем, запомнила её на всю жизнь. А еще помню, он хотел стать стоматологом… Интересно, стал..? Или вот Диана Иванова поразила меня силой своих убеждений… Ведь она училась у нас в школе, когда и пионерской, и комсомольской организации уже, к сожалению, не было… Когда встал вопрос о том, как распорядиться полным собранием сочинений В.И. Ленина, она не задумываясь, взяла его под свою защиту… 50 томов… Каждый день приходила она в библиотеку и уносила по 2 книжки… Теперь я частенько вижу Диану с листовками, на митингах в защиту кубинских борцов в рядах коммунистически настроенной молодежи… | |||
В 1999 году отмечали 200-летие Пушкина, много стихов и сценок по произведениям поэта приготовили. Помню, как репетировали с мальчишками из 9 класса сцену из "Моцарта и Сальери". Кирилл Молчанов в белом парике играл Моцарта, столько текста выучили. А играли как! по-серьёзному… Здорово получилось! Потом, когда Кирилл приходил в библиотеку, я его так и встречала: "Здравствуй, Моцарт…" | |||
Сейчас ребята из 10-го класса (Садовникова К., Орлова Н., Слюсаренко М., Корельский А. и другие) c улыбкой вспоминают, как еще малышами из начальной школы играли сценку по стихотворению Чуковского "Тараканище": - А я кенгуру была… - А мы медведи на велосипеде… - А я кот, который "задом наперед"… Смешно и трогательно: ведь помнят же… | |||
Или вот еще артисты: Белоусова Алена – кошка Мур-мур-мурманчанка из стихотворения Николая Колычева; Галя Ошуркова – уже другой кот – кот Учёный из сказок Пушкина ("… все ходит по цепи кругом…"), Лушпенко Руслан – "Вот какой рассеянный с улицы Бассейной", Стас Волков и Головин Иван - братья Гримм - ведущие праздника сказок; Нуриджанова Марина – солдат из сказки Андерсена "Огниво" – всех и не упомнишь… Мне и самой иногда приходилось разные роли исполнять: то заболел артист, то кто- то забыл прийти, помню как-то пришлось сыграть роль Мотылька из сказки Андерсена… Да уж…, я …и мотылек…Но ничего: весело получилось… Вообще инсценирование, спектакли, выразительное чтение – это "мой конёк", без этого не обходится ни одно мероприятие. Наверное, это осталось еще с детской мечты о театре: каждая девчонка мечтает стать артисткой. | |||
2008 год | |||
28 декабря перед Новым годом в 3Б классе проходит чаепитие, в библиотеку забежал Андрей Крючков, мы с ним поболтали немного, потом он заторопился: "Просто я там одну девочку на белый танец пригласил" Каримов Ильнар и Попов Никита (4Б) читали мне РЭП собственного сочинения. В тексте некоторые слова были "не очень нормативные", я им намекнула… А Никита с видом знатока: "Это же РЭП, без этого не бывает… Забежали две малышки из 1 класса: Четверикова Настя и Яковенко Настя, в праздничных платьях: одна в пышном белом, а другая в вечернем красном. - Мы танец снежинок будем танцевать - А что снежинки теперь красные? - Просто у меня белое платье постирали… Вот…, у снежинок платья стирают В детстве у меня тоже было платье снежинки, а еще в руках мы держали на ниточках пушочки и танцевали с ними. Это было волшебно! | |||
Чурюканов-Копылов Максим (2А) – самый главный натуралист в нашей школе. Обожает всех зверушек. Рассказывает, как летом в деревне сам сфотографировал саранчу. Потом я ему рассказывала, как видела дорогу в Пензенской области, сплошь покрытую саранчой. Казалось, что дорога течет, как река. Обмен впечатлениями состоялся… | |||
Бородина Аня (10 А) в конце четверти забегает в библиотеку в белых резиновых перчатках, просит учебник "Всемирной истории" на минуточку, я вопросительно смотрю на её руки: "Что, нынче так ходят?" - "Да это мы класс моем"… Все надо успеть: и класс помыть, и оценку исправить… Кириллов Женя 9Б – принес "Евгения Онегина", а в нём много - много розовых закладочек: это значит, читал ребёнок…Я порадовалась! | |||
Мадонна Девадзе, Сабина Дадашева, одиннадцатиклассницы, любят читать "Всемирный следопыт", путешествуя таким образом по разным странам. Мадонна: "Теперь я знаю, какие в Бразилии есть пляжи". Конечно, теперь можно ехать загорать. Крючков Андрей, Попов Егор (3Б), Якимов Олег (2 класс), Макаров Коля-первоклассник любят читать в библиотеке громко вслух, это у меня будущие дикторы центрального телевидения. Шемякина Настя (2Б) любит набирать в библиотеке книг побольше, однажды столько собралась книг нести, что я ей сказала, чтобы грузовик вызывала на помощь. Когда в библиотеку приходит первоклашка Макаров Коля все кругом становится каким–то маленьким. Вот он, с грацией слонёнка, топочет по коридору в библиотеку: "Мне нужно больше читать". Садится за стол и начинает читать вслух, отключается от окружающего мира. Моё сердце тает от этой картины. 4Б ходит в библиотеку всем классом. Это класс - коллектив, они все делают вместе: ходят строем, поют песни к 23февраля, книги читают… А впереди, как флаг, конечно, Марина Борисовна, любимый классный руководитель. Целую лекцию прочитала Абдуллаевой Любови из 7 класса о том, что такое диалектизмы, но зато, кажется, что-то осталось в голове у девчонки. Потом она выбрала домой себе книжку о феях и волшебниках. Во-о-н нам что интересно, а я тут с какими–то диалектизмами… Ушла, минут через пять опять пришла: "Я еще немножко посижу, журналы почитаю…" Я уж думала, что она больше не придёт…, а она смеется. Шумы из коридора: какой-то второклашка самозабвенно тянет на весь коридор: "Only you-u-u…" Какая прелесть! Каждую переменку в уголке, рядом с энциклопедиями, сидит Костина Лиля из 1 класса. Чем по коридору бегать, лучше почитать журнал или сказку. Лицо серьёзное, заинтересованное. | |||
Григорьева Вика. Для некоторых ребят библиотека - это возможность спокойно, без шума посидеть: не всем же хочется шуметь и толкаться на перемене. Часто в библиотеке беседуем с ребятами по душам на самые разные темы, например, семиклассницы А. и Е., интересуются, влюблялась ли я в школе, им, наверное, трудно представить, что и мы когда-то были девчонками. | |||
Ребята подсказали мне идею – сделать перестановку в библиотеке. Мы разговорились как-то: "Что делать, если на душе невесело?" Разные варианты предлагали ребята: поесть вкусненького, съездить куда-нибудь, например, в отпуск, почитать интересный журнал, послушать музыку, сделать ремонт или перестановку, в общем, не сидеть на месте, а делать что-то. Я выбрала – перестановку мебели и книг. На все эти "преобразования" ушло немало времени и сил, но всегда приходили на помощь ребята: Грызунов Данил, Аскеров Алик (8Б), Баранова Настя, Воробьева Елена (7В), Ерчев Никита, Паулаускас Андрей, Каширин Саша, Андреев Саша, Фелькер Саша (11класс), Кириллов Женя (9Б), Ященко Алеша (7В) и другие… | |||
В марте прошла читательская конференция в 11 классах "Российская литература сегодня". Выступлений было много: библиотекарь Крылова М.А. с обзором, гость из Областной детско–юношеской библиотеки Светлана Владимировна с презентацией новинок, выступали и сами ребята. Больше всех мне понравились выступления Саши Каширина о писателе В. Астафьеве и Сережи Духанюк об интереснейшем романе Петра Алешковского "Рыба". Приятно, что наша молодёжь такая интеллектуальная и неравнодушная, что её интересуют не только развлечения, но и серьёзная литература. К 16 марта перестановка стеллажей в библиотеке в основном завершена. Интересно наблюдать за реакцией посетителей: сначала все вдруг останавливаются…, потом округляют глаза… потом начинаются вопросы: "А что у вас перестановка?" (Как будто так не видно…) "А сюда можно проходить?" (Конечно) "А здесь можно книги брать?" (А для чего же тогда библиотека?) "А где теперь энциклопедии?" (Пойдешь прямо, а потом направо…) Покрутившись ещё посерединке, все делают вывод: "Так лучше!" Настя, Федорова Ксюша, Гадирова Тунзала, Теймурова Асмая, Васильева Диана… Нравится их живое желание почитать что-то новенькое. Все, что было на полке уже перечитали… Скоро, скоро, птички, появятся в библиотеке новые книги. | |||
2008 год (продолжение) | |||
Выдаю книги Достоевского десятикласснице Кате Садовниковой: Катя: Спасибо. Я: На здоровье. Катя: Да уж, "Преступление и наказание" - это на здоровье. | |||
Смотрим в библиотеке фильм о детских писателях. На экране - Корней Чуковский, малыш-второклассник выдал: " Лицо у него положительное". Да уж, не отрицательное, очень положительное… Свою работу иногда называю пасекой. Вот идет урок, я прохожу по коридору, классы, словно ульи, гудят, шумят по-рабочему: учимся… Сейчас прозвенит звонок, и самые трудолюбивые пчёлки прилетят ко мне, в библиотеку, "за мёдом". Вот они мои пчёлки: Маша Богданова (2А), Михайличенко Елена (7Б), Клищенкова Вика (6А), Лис Марта (10 класс)… Разговор с первоклассником Данилом Кузнецовым. Данил выбрал книгу Маршака "Самое любимое", а я люблю всякие вопросики неожиданные задавать, вот и спрашиваю: " А что у тебя самое любимое?" Он, немного подумав: "Стихи". А я – ему: "А я у меня самое любимое – мороженое" Он делает круглые глаза, не ожидал…, думал, наверное, что я ему тоже про книжки буду рассказывать. | |||
Приближаются майские победные праздники, в библиотеке тихо, только слышно, как листы шелестят – это девчушка-шестиклассница Настя Контюряева читает книгу "Великая Отечественная война". Боюсь ей помешать… | |||
Иногда ребята просятся "поползать" по библиотеке. Ну, разве можно отказать этим любопытным глазам… Идут осторожно по библиотечным "лабиринтам". Через некоторое время я спрашиваю: "Ну, как экскурсия?" - "Ужас, как много книг!" Это всего лишь школьная библиотека, а представьте, сколько книг, например, в Ленинке в Москве или даже в Мурманской Областной библиотеке… (Матиевская Настя и Контюряева Настя). | |||
Ученица 3класса Ксюша П. выбрала книгу "Флот Петра 1", её подружка Лера Н. удивлена: "Зачем тебе это? Да и не задавали нам такого…" Ксюша объяснила: "Просто у меня папа – Пётр…" Вот интересно, какой у неё папа Пётр… 1, 2 или еще какой? | |||
Беседуем с третьеклассником: - Не часто ты бываешь в библиотеке - Да некогда, я ведь ещё в музыкалку хожу… - На чём играешь? - Аккордеон и фортепиано - Нравится? - Нравится…только с учителем проблемы есть…Она пенсионерка, и я к перепадам её настроения никак не могу привыкнуть - Ну, перепады настроения бывают и молодых. Бывает, молодые еще вреднее могут быть. Ну, и вообще люди разные, и к каждому нужно подход найти - Да, тут нужна психология… Третьеклассники уже о психологии задумываются… Оксана Гинейд (8 класс) - вот маленькая антеннка, настроенная на все хорошее. Услышит что-то новое на уроке – и топ-топ - в библиотеку…То новые книги из серии "Заветная мечта", то после рассказа Маргариты Николаевны, классного руководителя, взяла книгу о фашизме "Империя смерти". Редко сейчас ребята читают по своей инициативе, все больше к урокам берут книги, а жаль… | |||
В 4 классах прошли Уроки Мужества, посвященные Дню Победы. Сначала ребята сидели какие-то разболтанные, смешливые, но чем больше мы говорили о войне, тем серьезнее становились лица… Может, что-то останется в душе? | |||
Кравчук Лена из 11 класса – одна, к сожалению, из немногих читающих ребят. "Читающими" я называю тех, кто читает не только к уроку, но и для себя, в свою духовную копилку. Для таких читателей хочется что-то стоящее предложить. Вот, например, роман моей любимой Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы". Как сама Лена сказала: "Эту книгу вся моя родня перечитала: мама, тетя, бабушка… та просто слезами обливалась – так за героиню переживала… а ещё хотела с собой эту книгу в поезд взять. | |||
Иногда в библиотеке провожу музыкальные эксперименты. Вот, например, как - то включила современную и красивую музыку …., и смотрю: старшеклассники потянулись один за другим книжки сдавать. Воробьёв Сергей: "Надо чаще бывать в библиотеке". А что?... Это тоже способ привлечения в библиотеку. Музыка – мощнейшее оружие воздействия, особенно на молодёжь, она создает хорошее настроение, а когда настроение хорошее, тогда и жизнь, и работа, и учёба веселей. Как-то раз включила диск "Звуки природы", библиотека наполнилась пением птиц, журчанием ручья, шумом моря. Обожаю эти звуки, вот и захотелось, чтоб наши северные, городские дети послушали всю эту красоту.Для многих это было полной неожиданностью: начинали крутить головой, искать, откуда идут звуки… Были и такие, у которых, как говорится, никакой реакции: как сидели, болтали о своих делах, так и продолжали… Наверное, не всегда так просто: подобраться к чужому внутреннему миру… Особенно, у подростков (7-9 класс), они так заняты своими персонами и персонами своих товарищей, что на "окружающий мир мало внимания" обращают. Вот малыши более эмоциональны, и старшие ребята – тоже: они уже лучше умеют управлять своими чувствами и мыслями. | |||
На стеллаже – глиняная фигурка читающего мальчика. Эту фигурку подарил библиотеке Костя Дингилевский, когда учился в 4 классе. Костя занимается скульптурой, лепкой. Я его про себя называю Костя Церетели. Может, и правда, он свою жизнь свяжет с искусством. Было бы здорово! А то, как послушаешь, в наше время, все юристы, да экономисты, да продавцы… Один практицизм… | |||
По коридору раздается какой–то непонятный мелодичный звук, как будто кто- то в ладошках монетки мелкие пересыпает или колокольчики бренчат. В библиотеку заходят девушки… в восточных нарядах с монистами (Малащенко Саша и Смирнова Оля): "Марина Александровна, хотите посмотреть, как мы танцуем? Тогда приходите на Последний звонок!" Интересное получилось приглашение! Обожаю вот такие откровения: на перемене Аня Ильинцева (4 Б класс) в библиотеке по телефону громко разговаривает с мамой: "Мама, я, кажется, сделала на уроке открытие… Я решила задачу совершенно новым способом…" Рядом стоят десятиклассники и снисходительно улыбаются… Счастливая девчонка! Круто! Сколько еще впереди открытий! | |||
Катя Казимирова (4 класс) рассматривает книгу "Русские храмы", показывает мне фотографию с шапкой Маномаха, я её спрашиваю: "Нравится?" Она морщится: "Не мой фасон…" | |||
В наше время современные читатели хотят и книги современные читать, новые, красочные… Но вот малявочка из 1 класса Макаровская Аня взяла в библиотеке неказистую, на вид, книжку "Сурка" - старенькую, потрёпанную, 1967 года рождения - рассказы о животных. Через несколько дней приносит книгу и иллюстрации к ней, которые сама нарисовала: вот Рыжуха с жеребёнком, вот котёнок… нарисовала, как смогла… Закончился учебный год, ребята сдают учебники и получают новые на следующий год. Саша Бурундуков из 10 класса не успел книги получить, как тут же сел в библиотеке физику читать за 11 класс… Встреча с новыми книгами – встреча с новыми друзьями, которые обязательно пригодятся не раз в жизни… | |||
2009 -2010 учебный год | |||
Пришла в библиотеку 19 августа на работу – и такой сюрприз: рядом с библиотекой стоит гора новой мебели. Ну, гора это - метафора, конечно, а в общем, 20 штук новеньких красивеньких стеллажей… Красивенькие-то они красивенькие, но вот как их в библиотеку заносить?.. Со старых полок нужно снимать книги, расставлять на новых… Работы - ужас как много! Спасибо помощникам Кнутовой Насте и Гинейд Оксане, а ещё школьному логопеду Рите Георгиевне, учителю Марьиной Марине Григорьевне… Вы просто ангелы - мои помощники! "1Б и оса" - название для юмористического рассказа о школе. На самом деле – это чистая правда. На уроке в класс влетела, бог знает откуда, оса … Поднялся шум и гам, визг и писк… Всем классом сбежали в библиотеку… спасаться. Вот так началась наша дружба. А помогла оса… Кстати, она за ребятами и в библиотеку прилетела, наверное, кто- то очень сладкий был… | |||
Воропаев Алеша (2А) читает журнал "Мир техники для детей". С радостью сообщает: "Сначала я читаю про танки, а потом мама!" Вот какие мамы боевые! Про танки читают!.. Гарбузов Витя (3Б) в Книге Памяти разыскивает фамилию своего дедушки, погибшего на войне. Ученик 9 класса П. вдруг заинтересовался психологией. Вот уж от кого не ожидала, так это от него. Побеседовали с ним. Взял книгу Дейла Карнеги "Как завоевать друзей". - Пойду, всех завоюю…, - смеётся. Жаль, что мало книг на эту тему в библиотеке. Шмелёв Никита (9 класс) интересуется военной техникой. С большим трудом, но все-таки мы нашли с ним устройство автомата Калашникова. Помог старенький учебник по "Начальной военной подготовке", раньше был такой предмет в школе. Вот он и пригодился… | |||
К празднику – Дню города Мурманск - репетируем стихи Николая Колычева "Мурманские ступеньки". Стараются перваши, выступают… Максим Хазизов волнуется: "А у меня хорошо получается?" Алена Лисовская переживает: "Я, кажется, не выучила…", хотя уже накануне все прекрасно рассказывала. Саша Четыркин читал про белого медведя, Алина Галиус - про памятник Алёше, Лиза Христюк – про новогоднюю площадь Пять углов. А Васильева Ксюша – стихотворение "Красный бант", мама её постаралась красные банты сделать в белую горошину, как у поэта в стихотворении "Мурманские ступеньки". | |||
Ксюша Лозовская (1Б) – главный "специалист по Чебурашкам", все книги об этой зверюшке перечитала. Задание по геометрии в 9 классе: "Взять "Таблицы Брадиса". Бедные "Таблицы Брадиса"! Как их только не называют посетители библиотеки: и таблицы Брагиса, и Брадиуса, и Брайля… | |||
Андрею Крючкову 4Б задали написать сообщение о морском коньке. В прошлом году в этом классе я проводила библиотечный урок об экологии. Из журнала "Свирель" приводила интересный факт о жизни морского конька, показывала фотографии… И вот ведь, оказывается, помнит ребёнок. | |||
Необычный запрос от ученицы 7 класса Теймуровой Асмаи: найти стихи…, о ком бы вы думали?... О насекомых. Вот это да!... (это ей такое смешное задание дала учительница биологии Смирнова З.Ф). Мы сразу стали вспоминать: "В траве сидел кузнечик", "Муха, муха-цокотуха", "Попрыгунья- стрекоза", Весело было вспоминать разные стихи, тут уже и другие читатели внесли свою лепту, и учителя… | |||
В библиотеке есть одна книга, которая пользуется особенным интересом, это "Имя, отчество, фамилия" Б.Ю. Хигира. Это и понятно: каждому хочется узнать о себе любимом и о своём имени. Помню, как-то одна читательница целый час по телефону перечитывала эту книгу своей маме. | |||
Максим Хазизов, первоклассник, а уже интересуется техникой, читает журнал "Мир техники для детей", мама его говорит, что он даже записи делает. В общем, всё по-серьёзному, по-научному. В библиотеке в 1Б (классный руководитель Васильева М.Б.) прошёл костюмированный праздник "Путешествие в страну Фольклорию". Ребята пришли, одетые в костюмы из русских народных сказок. Тут и Василиса Премудрая была (Алина Галиус), и Иванушка (Четыркин Саша), и Иван Царевич ( Дзядевич Саша), и Журавль с длинным клювом (Хазизов Макс), а уж зайцев, мышек, лисичек, медведей - просто не перечесть! На празднике у нас выросло Фольклорное дерево, и сказочная полянка была, и викторина по русским сказкам, и мультик "Царевна- лягушка", и русская народная игра "Кошки – мышки". Ребята теперь знают много русских скороговорок, пословиц, закличек! В библиотеке появился громадный телевизор. Вся школа в восхищении! Теперь можно много интересного проводить с помощью современной техники. | |||
Петя В., второклассник, спрашивает у своего друга: "А как библиотекарницу зовут?" Я обалдела от такого словотворчества! Долго смеялась и дома всем хвасталась, какое у моей профессии новое название. "Время чистой воды"- так назывался классный час, который мы проводили в 6Б классе. Много было различной информации в защиту чистой воды, а еще мы решали практическую задачку: "Каждый день в школьную столовую привозят огромную бутыль чистой, артезианской воды аж - из Псковской области. Объем бутыли – 20 литров, стоимость – 200 рублей.Вопрос: какое количество чистой питьевой воды выпивает наша школа за год и сколько тратит денег на это?" У Семенихина Ильи довольно редкое, для мальчиков нашей школы, но в то же время модное, в последнее время, увлечение – кулинария. Вот уже год, как он специально интересуется этой темой. В будущем Илья планирует стать поваром в ресторане. | |||
Семиклассник Ч. Вася смущённо спрашивает: "А такое произведение "Повести Белкина" "существует"?" Конечно, "существует"… Пушкин его написал! А ты не смущайся: вы для того и ходите в библиотеку, школу, чтобы узнавать, какая литература "существует"… | |||
Вот ещё интересное увлечение у одного из читателей: Лушпенко Руслан (4А) интересуется песнями. Часто выписывает их из песенников, причем, ему нравятся песни, которые пели наши мамы и папы, а у кого-то – бабушки и дедушки: "Солнечный круг", "Огонёк", "А у нас во дворе"… Вот так связь поколений и происходит, через песню… Вот вы думаете, для чего человеку голова? (Кроме, красоты, конечно)Ответ одной из шестиклассниц: "Для того, чтобы, когда дождик идет, вода внутрь не попадала"… Это юмор такой… Чтоб вы знали… | |||
Редко,к сожалению, но такое бывает: спрашиваю мнение о прочитанной книге у четвероклассницы Травниковой Даши. Ответ: "Очень понравилась, я даже плакала в конце". На самом деле, замечательная книга французского писателя Рене Гийо "Белая грива" из тех, что воспитывает чувства, я сама, помню, плакала, когда читала её. | |||
Разный народ ходит в библиотеку… Бывает, ученик на уроке не проявляет особенных успехов, а в библиотеке вдруг проявляется какой-то интерес: или к журналам новым о современной молодёжи, или к устройству автомобиля, или к достижениям техники, или к домашним животным… И пусть эти знания, может быть, не потребуются сегодня - завтра на уроке, но, я уверена, обязательно дадут свои ростки в будущем. Некоторые ребята берут книги для своих мам, бабушек… Например, Катя Бочкарёва свою бабушку, любительницу животных, порадовала книгой "Я люблю собак". Действительно, замечательная книга с симпатичными зверушками и смешными надписями… Почитаешь – и весело проведёшь время! Иногда на меня нападает ужас, когда приходят некоторые читатели, которые отшатываются от книг, как от кошмара какого- то! В глазах у них я вижу панику: не дай бог библиотекарь какую-нибудь книгу предложит! Бегом, бегом из библиотеки! Сдал книгу, которую прочитал по указанию учителя – и бежать! "Беги, кролик!" - так называется роман одного американского писателя. А где же свои интересы? Свой кругозор? Свое духовное взросление?... | |||
Разными путями приходят ребята к книге, вот, например, книгу М. Глуховского "Метро 2033 года" ребята стали спрашивать после того, как появилась игра по этой книге. Терехин Женя из 11класса, Каргин Женя из 6Б захотели сравнить игру и книгу. Что лучше? Посмотрим, посмотрим... | |||
К вам на работу залетал когда-нибудь самолёт? А ко мне в библиотеку залетал, прямо в дверь из коридора, правда, бумажный, но очень скоростной, такой же быстрый, как и его хозяин, Петя Вакулин из 2Б. Вот уж кто не посидит на месте ни минуты. Он и книжки про самолеты любит и про всякую военную технику. А что? может это его призвание… | |||
Сколько счастья!!! Катя Малышева просто прыгает от радости, как она говорит: "Вопрос жизни и смерти!" В театральном центре, в котором она занимается, задали задание по книге Харриса "Братец Кролик!", и вот она, эта книга, у нее в руках… Ну, успехов тебе, будущая актриса! Рада была тебе помочь! | |||
Сколько читателей, столько и темпераментов. Наблюдать за ними необыкновенно интересно. Есть у меня такой мальчик из 4 класса, ну такой медлительный, живёт в каком–то своём мире, на своей волне. Всё делает неторопливо, вот прозвенел звонок и он мед-лен-но подходит (не подбегает, как все остальные) к стеллажу и мед-лен-но кладёт журнал не на самый верх (как сделал бы обычный ученик-торопыга), а наоборот, в самую глубину, в самый низ журнальной стопочки… Теперь в библиотеке есть Интернет! Уже 9 мая вышли на сайт "Победители" Ура! Мы тоже со всем миром! | |||
2010-2011 учебный год | |||
Октябрь. Чудесный праздник, посвящённый творчеству Джанни Родари в начальных классах. | |||
Ноябрь-декабрь. В библиотеке - "оригамная лихорадка"! Началась "эпидемия" с учениц из 4б класса Кирилюк Нади и Большаковой Алёны, которые после занятий приходили в библиотеку, брали книгу "Оригами" и начинали мастерить разные фигурки. Это послужило толчком для того, чтобы объявить конкурс на лучшую поделку оригами для 2-7 классов. | |||
Большая иллюстрированная энциклопедия "Оригами" пользуется теперь большим успехом! Мама Леры Самусик – 8 класс, Кости Самусик - 7 класс, Самусик Вероники – 3 класс принесла в библиотеку огромный альбом со схемами оригами. Спасибо всему семейству Самусик, вы нам очень помогли! | |||
В конце дня выметаем кучу бумажного мусора, ребята прямо в библиотеке мастерят фигурки, а некоторые приносят их из дома. Главное: это еще одна возможность привлечь ребят в библиотеку! За время конкурса с книгой познакомились около 100 человек. | |||
Есть у меня один мальчик из 5 класса, он всегда какой-то задумчивый, сосредоточенный, а тут, смотрю, читает "Классный журнал" и улыбка на лице. Конечно, комиксы - не самое лучшее чтение, это с моей, библиотечной точки зрения, но если человеку весело, то почему бы и нет… Пятиклассница возвращает книгу "История человечества", уголки у книги слегка надорваны: - Я не успела подремонтировать "человечество", подклейте пожалуйста. Вот, теперь придется ремонтировать "всё человечество". | |||
Посохова Ксюша (5А) в школе у нас недавно, но в библиотеке она частый гость. Любит книжки читать про волшебство и про животных, ещё много журналов перечитала: "Геолёнок", "Классный журнал". Поделки на конкурс Оригами сделала, в общем, очень активный товарищ! Ещё любит Ксюша с библиотекарем побеседовать на самые разные темы: то загадку мне длиннюююющую загадала, то сказку-притчу рассказала, да не какую- нибудь, а о вреде курения. | |||
Вот она: -В один город завезли торговцы табак, и ну его расхваливать: "Если будете курить наш табак, то всегда будете молодыми, к вам не залезет вор в дом и собака никогда не покусает". Люди решили спросить у мудреца, правда ли это? И мудрец им ответил: - Конечно, не состаришься, коль умрёшь смолоду. - К вам не залезет вор, потому что курящий всю ночь кашляет, а какой вор залезет в дом к бодрствующему. - Конечно, собака не покусает курящего, потому что он ходит с палкой, а всякая собака боится палки. Еще Ксюша нарисовала плакаты о наркомании и наркообмании. В библиотеке с 9 по 23 декабря проходила книжная выставка-викторина "Герои Отечества":26 вопросов о героях России всех времен, задача - не только дать правильный ответ, но и найти нужную книгу на стеллаже. В первый день участвовали 3 человека, на следующий день пришли еще пятеро, так по методу снежного кома количество участников увеличилось, но не в количестве дело… Один из ребят Левшун Саша (8А) спрашивает: "А кто это придумал?" Я сразу нахохлилась, думала: " Сейчас начнут "плеваться". Ан нет! "Весело", - говорит. Знал бы он, что это самая лучшая награда слышать, что человеку весело, нескучно. | |||
Степанова Саша (7Б) очень терпеливый человек. На викторину, посвященную Героям Отечества потратила много сил, упорства и времени. Часа два "ползала" по книжной выставке, искала ответы на вопросы. Такое терпение и упорство достойны уважения. Потом она и на другой день в библиотеку пришла. | |||
Родион Полях из 7А тоже "загорелся викториной", несколько дней провел с историческими книгами и, что особенно ценно, сам, без указания учителя, без наставления библиотекаря, чтобы ответить на один из вопросов, взял в библиотеке повесть Пушкина "Капитанская дочка". Вот - главный результат! Самусик Лера ( 8А ) в начале викторины такую мысль обронила: "Я не умею по книжкам искать". Так для этого и конкурс, чтоб учиться. Как же здорово было слышать, как нашла-таки девчонка книгу про Александра Матросова и прямо в библиотеке вслух прочитала о его подвиге. Это – тоже результат! | |||
Лидеры викторины приходили отвечать на вопросы в течение целой недели, а вот Вика Клищенкова (8А) одним махом за один вечер нашла ответы на 20 вопросов. | |||
В ходе викторины были казусы: "Емельян Пугачев – великий флотоводец!", "Маршал Жуков ушел в партизаны"…К сожалению, не всегда мы были на высоте, но ничего…Мы же учимся, на то и школа, на то и библиотека… Ещё интересно наблюдать, как, какими способами каждый стремится заработать балл: кто-то старательно вчитывается в текст, кто- то напрягает свою память и знания, кто-то играет "в угадайку" или хорошо "работает ушком" (авось что услышу от других), но есть упорные, которые не признают никаких подсказок, вот из таких, наверное, будет толк. | |||
В книжной викторине приняли участие ребята из разных классов: Усатенко Женя (9Б) 1+1= 2 балла Полях Родион (7А) 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=12 баллов Степанова Саша (7Б) 1+1+1+1+1+1+2+1= 9 баллов Самусик Лера (8А) 1+2+1+1+1+2+1+1+1+6+1+1+ 1 +1= 24 балла Учитель англ.яз. 24 балла Динаев Шамиль (7А) 1 балл Клищенкова Вика (8А) 1+1+1+1+6+5+1+1+1+1+1+1 =20 Корякин Ваня ( 8А) 1+1+1+1+1=5 Каркавцева Рита ( 8А) 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 =10 Гадирова Тунзала (8А) 1+1+1+1= 4 Теймурова Асмая (8А) 1 +1 +1+1= 4 Левшун Саша (8А) 1+1+1+1+1 =5 и другие... | |||
К 23 февраля, Дню защитников отечества, в библиотеке книжная выставка, но не простая, а с выставкой " боевой техники". | |||
Даша Чефранова (4А) принесла настоящий компас, Максим Чурюканов (4А), Борцов Данил (2Б), Родочин Данил (4А) – самолёты, Кирилюк Надя и Ваня - самоходные установки, Кругликов Рома (2Б) - парашютиста с парашютом, Алиев Рафаил – военный мотоцикл, есть у нас тут и солдатская каска, и танки… | |||
В общем полный парад на Красной площади. | |||
А еще недавно прямо из Москвы мы заказали новую книгу о войне для 1-4 классов: Новокрещенов И.В. "Страницы великой Победы". "Никто не забыт, ничто не забыто…" Встреча с прошлым: из библиотечной книги выпала … старая фотография … где- то конца 70-х годов прошлого, увы, столетия… 20 век… Фотография чёрно-белая, очень плохого качества, но понятно, что это Новый год, ребят я не помню, видно только, что очень весело: ребята пытаются съесть яблоко, которое висит, на верёвочке, без помощи рук…Смешно…а вот Снегурочку я помню до сих пор: Оля Ларина, была у нас такая милая и симпатичная девочка в школе с большими глазами и пушистыми волосами - настоящая Снегурочка… Показала фотографию ребятам, они смеются: "У вас тут, если покопаться в книгах, то ого-го!, что можно найти…" "Да, золото и бриллианты". | |||
А если серьезно, то, на самом деле, библиотека существует с 1935 года, со дня основания школы. И в ее фондах есть очень старые книги, например, книга Чарушина 1940 года издания, или книга из серии ЖЗЛ "Шекспир" 1935 года – это наши библиотечные реликвии… | |||
К празднику, дню рождения Агнии Барто, репетируем сценку с первоклашками Никита из 1 класса в восторге от своей роли, очень ему нравится быть рыбачком: "Класс!"- говорит. Ушёл, через 5 минут снова прибегает и рассказывает вдруг о себе и своем папе, о сложной жизненной ситуации… Все, он мой… Такое общение раскрепощает детей, делает их близкими, очень дети тянутся к вниманию… | |||
Фото с праздника, посвящённого Агнии Барто. | |||
2 марта 2011 года принесли почту в библиотеку, я открываю свежий номер журнала "Школьная библиотека" и - "библиотекарь в шоке": мои записки напечатали в таком уважаемом, таком "столичном" журнале… Разве такое бывает? Бывает, оказывается…Честно говоря, я не ожидала, что "мое произведение" будет кому-то интересно… Спасибо, за такой подарок! И Вам всего самого наилучшего! Пятиклассницы Давыдова Лера и Ящук Аня (5Б) целыми днями пропадают в библиотеке. Приходят после уроков, берут журналы и "строчат, строчат"… Я поинтересовалась, чем же они так увлечены? Оказывается, это наши будущие хозяюшки, кулинары. А переписывают они рецепты вкусных блюд и напитков: мохито, кексы и многое другое. Беседа эта состоялась как раз вовремя, перед праздником 8 марта. Интересная идея для книжной выставки "Чем мы маму удивим?" Девчонки сразу загорелись, начали перелистывать журналы с рецептами, решено: "Делаем выставку!". Тут еще Руслан Лушпенко пообещал принести большую кулинарную книгу своей бабушки, которую она собирает много лет. Вот будет здорово! Незаметно от рецептов мы перешли к другой теме "Застольные церемонии". Ведь правильно вести себя за столом, в обществе - это очень важно! | |||
Катя Романовская 7Б за один вечер прочитала рассказ Бунина "Лапти", я, признаться, засомневалась, что он так быстро прочитан. Думала, как часто бывает, отнесут книгу на урок, учителю покажут и сдают непрочитанным. Но мои сомнения оказались напрасными: Катюша так здорово пересказала этот рассказ, мне самой интересно было послушать. | |||
Школьная библиотека – особенная: очень трудно в ней добиться тишины. Если честно, я особенно и не стремлюсь к идеальной тишине: мы всё-таки работаем с детьми, и на переменке нужно немного передохнуть и расслабиться, но… все-таки, все-таки… библиотека – это зона "спокойной деятельности" ребенка. Небольшое объявление: "Соблюдайте тишину"- делает свое дело и помогает в работе, ведь, когда в библиотеке во время перемены находится около 12- 16 человек, просто будет невозможно работать, а это маленькое указание о соблюдении тишины успокаивает даже самых бойких. Оля Белко из 1 класса берёт одну книгу для себя "Волшебное королевство", а другую для мамы "Дядя Федор, пёс и кот". Мамам тоже хочется отдохнуть и вспомнить детство. | |||
Любимая тема | |||
Для многих ребят тема домашних животных – самая, самая… Их просто нельзя остановить, стоит только заговорить о домашних любимцах. Каких только собачатников, крольчатников, лошадников… я не выслушала за эти годы Григорьева Света, Родина Настя, Пашкова Лена, Чурюканов Максим… | |||
Ребята с упоением рассказывают о своих зверушках. И не воспользоваться этой темой в своей работе грех! Всегда такому читателю стараюсь что-нибудь интересное подкинуть: или книгу Акимушкина, или журнал "Юный натуралист"… | |||
А в 6 классах мы провели час интересной книги по творчеству Троепольского и его "Белому Биму Черное Ухо" и фильм посмотрели. Он никого не оставил равнодушным… Скоро весенние каникулы, каждый год в эти каникулы мы проводим Неделю детской книги. Нас ждут разные книжные мероприятия: Праздник "День рождения Агнии Барто" для 1-2 классов, конкурсы эрудитов 3-4 классы, подготовка к 50-летию полета Юрия Гагарина в космоc 5-8 классы, а еще мы провели опрос: "Для чего нужна библиотека?" Вот какие ответы мы получили: - я часто хожу в библиотеку, чтобы читать журналы - я хожу в библиотеку, чтобы читать и брать стихи - я хожу в библиотеку для того, чтобы брать книги для уроков - я хожу в библиотеку, чтобы отдохнуть от уроков и поиграть в телефон - мне нравится в библиотеке то, что можно отдохнуть после уроков! - пообщаться с библиотекарем и просто отдохнуть - меня в библиотеку привлекают журналы - меня привлекают интересные книги (приключения), журналы и выставки - здесь тихо - я хожу в библиотеку делать уроки, посидеть, помочь что- нибудь сделать, почитать журналы, взять книги. | |||
Стенд рядом с библиотекой "Я хочу читать" | |||
В библиотеку влетает стая восьмиклассников (Кожин Владимир, Прохоренко Ваня, Теймурова Асмая, Гадирова Тунзала…), срочно, срочно для подготовки к зачёту по истории нужны материалы: что такое бюрократия, индустриализация, реформы в России 19 века… Листаем Школьную энциклопедию по истории, Большой энциклопедический словарь, залезаем в Интернет…Через 10 минут "тайфун" из восьмиклассников уносится на зачёт. Что это было?.. Вот пока и все… День за днём идет время, каждый учебный год приносит что-то новое: новые лица, встречи, беседы с ребятами, новые события, из которых и складывается жизнь такого необходимого для детей места - школьной библиотеки. Самое главное, это, конечно, дети… Для них мы работаем и живём. |