Записки библиотекаря

Автор: библиотекарь СОШ 12 г. Мурманска
(МОУ СОШ №12 – ул. Полярной дивизии, д.1/16) Крылова Марина Александровна.

Записки эти я помещаю в школьной стенгазете, ребята и учителя читают с интересом, поэтому решила и вас познакомить со своим "произведением".
Начало
За много лет работы (32 года) в библиотеке много всего интересного произошло, жаль, что раньше не догадалась хоть что–то записывать. Для кого-то это малозначительные события, но вот из этих маленьких чёрточек и выстраивается целая линия, линия моей библиотечной работы. Вот уже сколько времени прошло, а я до сих пор помню некоторых читателей, даже не знаю почему.

Помню, например, был такой Олег Шаров. Мы с ним часто проводили школьные радиопередачи на самые разные темы. Раньше у нас в школе было радио. Олег вел рубрику "Кругозор", в которой рассказывал о новинках науки и техники. Как-то он целую лекцию мне прочитал про какую-то зонтик-антенну. Что за антенна, для чего она… я уж ничего и не знаю, но помню: он мне все уши прожужжал этой антенной. Я уж от него, как от комара отмахиваюсь, а он все рассказывает и рассказывает… В общем, запомнила её на всю жизнь. А еще помню, он хотел стать стоматологом… Интересно, стал..?

Или вот Диана Иванова поразила меня силой своих убеждений… Ведь она училась у нас в школе, когда и пионерской, и комсомольской организации уже, к сожалению, не было… Когда встал вопрос о том, как распорядиться полным собранием сочинений В.И. Ленина, она не задумываясь, взяла его под свою защиту… 50 томов… Каждый день приходила она в библиотеку и уносила по 2 книжки… Теперь я частенько вижу Диану с листовками, на митингах в защиту кубинских борцов в рядах коммунистически настроенной молодежи…

В 1999 году отмечали 200-летие Пушкина, много стихов и сценок по произведениям поэта приготовили. Помню, как репетировали с мальчишками из 9 класса сцену из "Моцарта и Сальери". Кирилл Молчанов в белом парике играл Моцарта, столько текста выучили. А играли как! по-серьёзному… Здорово получилось! Потом, когда Кирилл приходил в библиотеку, я его так и встречала: "Здравствуй, Моцарт…"

Сейчас ребята из 10-го класса (Садовникова К., Орлова Н., Слюсаренко М., Корельский А. и другие) c улыбкой вспоминают, как еще малышами из начальной школы играли сценку по стихотворению Чуковского "Тараканище":
- А я кенгуру была…
- А мы медведи на велосипеде…
- А я кот, который "задом наперед"…
Смешно и трогательно: ведь помнят же…
Или вот еще артисты: Белоусова Алена – кошка Мур-мур-мурманчанка из стихотворения Николая Колычева;
Галя Ошуркова – уже другой кот – кот Учёный из сказок Пушкина ("… все ходит по цепи кругом…"),
Лушпенко Руслан – "Вот какой рассеянный с улицы Бассейной", Стас Волков и Головин Иван - братья Гримм - ведущие праздника сказок;
Нуриджанова Марина – солдат из сказки Андерсена "Огниво" – всех и не упомнишь…

Мне и самой иногда приходилось разные роли исполнять: то заболел артист, то кто- то забыл прийти, помню как-то пришлось сыграть роль Мотылька из сказки Андерсена… Да уж…, я …и мотылек…Но ничего: весело получилось…
Вообще инсценирование, спектакли, выразительное чтение – это "мой конёк", без этого не обходится ни одно мероприятие. Наверное, это осталось еще с детской мечты о театре: каждая девчонка мечтает стать артисткой.
2008 год
28 декабря перед Новым годом в 3Б классе проходит чаепитие, в библиотеку забежал Андрей Крючков, мы с ним поболтали немного, потом он заторопился: "Просто я там одну девочку на белый танец пригласил"

Каримов Ильнар и Попов Никита (4Б) читали мне РЭП собственного сочинения. В тексте некоторые слова были "не очень нормативные", я им намекнула… А Никита с видом знатока: "Это же РЭП, без этого не бывает…

Забежали две малышки из 1 класса: Четверикова Настя и Яковенко Настя, в праздничных платьях: одна в пышном белом, а другая в вечернем красном.
- Мы танец снежинок будем танцевать
- А что снежинки теперь красные?
- Просто у меня белое платье постирали…
Вот…, у снежинок платья стирают
В детстве у меня тоже было платье снежинки, а еще в руках мы держали на ниточках пушочки и танцевали с ними. Это было волшебно!

Чурюканов-Копылов Максим (2А) – самый главный натуралист в нашей школе. Обожает всех зверушек. Рассказывает, как летом в деревне сам сфотографировал саранчу. Потом я ему рассказывала, как видела дорогу в Пензенской области, сплошь покрытую саранчой. Казалось, что дорога течет, как река. Обмен впечатлениями состоялся…
Бородина Аня (10 А) в конце четверти забегает в библиотеку в белых резиновых перчатках, просит учебник "Всемирной истории" на минуточку, я вопросительно смотрю на её руки: "Что, нынче так ходят?" - "Да это мы класс моем"… Все надо успеть: и класс помыть, и оценку исправить…

Кириллов Женя 9Б – принес "Евгения Онегина", а в нём много - много розовых закладочек: это значит, читал ребёнок…Я порадовалась!
Мадонна Девадзе, Сабина Дадашева, одиннадцатиклассницы, любят читать "Всемирный следопыт", путешествуя таким образом по разным странам. Мадонна: "Теперь я знаю, какие в Бразилии есть пляжи". Конечно, теперь можно ехать загорать.

Крючков Андрей, Попов Егор (3Б), Якимов Олег (2 класс), Макаров Коля-первоклассник любят читать в библиотеке громко вслух, это у меня будущие дикторы центрального телевидения.

Шемякина Настя (2Б) любит набирать в библиотеке книг побольше, однажды столько собралась книг нести, что я ей сказала, чтобы грузовик вызывала на помощь.

Когда в библиотеку приходит первоклашка Макаров Коля все кругом становится каким–то маленьким. Вот он, с грацией слонёнка, топочет по коридору в библиотеку: "Мне нужно больше читать". Садится за стол и начинает читать вслух, отключается от окружающего мира. Моё сердце тает от этой картины.

4Б ходит в библиотеку всем классом. Это класс - коллектив, они все делают вместе: ходят строем, поют песни к 23февраля, книги читают… А впереди, как флаг, конечно, Марина Борисовна, любимый классный руководитель.

Целую лекцию прочитала Абдуллаевой Любови из 7 класса о том, что такое диалектизмы, но зато, кажется, что-то осталось в голове у девчонки. Потом она выбрала домой себе книжку о феях и волшебниках. Во-о-н нам что интересно, а я тут с какими–то диалектизмами… Ушла, минут через пять опять пришла: "Я еще немножко посижу, журналы почитаю…" Я уж думала, что она больше не придёт…, а она смеется.

Шумы из коридора: какой-то второклашка самозабвенно тянет на весь коридор: "Only you-u-u…" Какая прелесть!

Каждую переменку в уголке, рядом с энциклопедиями, сидит Костина Лиля из 1 класса. Чем по коридору бегать, лучше почитать журнал или сказку. Лицо серьёзное, заинтересованное.

Григорьева Вика.

Для некоторых ребят библиотека - это возможность спокойно, без шума посидеть: не всем же хочется шуметь и толкаться на перемене.

Часто в библиотеке беседуем с ребятами по душам на самые разные темы, например, семиклассницы А. и Е., интересуются, влюблялась ли я в школе, им, наверное, трудно представить, что и мы когда-то были девчонками.
Ребята подсказали мне идею – сделать перестановку в библиотеке.

Мы разговорились как-то: "Что делать, если на душе невесело?" Разные варианты предлагали ребята: поесть вкусненького, съездить куда-нибудь, например, в отпуск, почитать интересный журнал, послушать музыку, сделать ремонт или перестановку, в общем, не сидеть на месте, а делать что-то. Я выбрала – перестановку мебели и книг.

На все эти "преобразования" ушло немало времени и сил, но всегда приходили на помощь ребята: Грызунов Данил, Аскеров Алик (8Б), Баранова Настя, Воробьева Елена (7В), Ерчев Никита, Паулаускас Андрей, Каширин Саша, Андреев Саша, Фелькер Саша (11класс), Кириллов Женя (9Б), Ященко Алеша (7В) и другие…
В марте прошла читательская конференция в 11 классах "Российская литература сегодня". Выступлений было много: библиотекарь Крылова М.А. с обзором, гость из Областной детско–юношеской библиотеки Светлана Владимировна с презентацией новинок, выступали и сами ребята. Больше всех мне понравились выступления Саши Каширина о писателе В. Астафьеве и Сережи Духанюк об интереснейшем романе Петра Алешковского "Рыба". Приятно, что наша молодёжь такая интеллектуальная и неравнодушная, что её интересуют не только развлечения, но и серьёзная литература.

К 16 марта перестановка стеллажей в библиотеке в основном завершена.
Интересно наблюдать за реакцией посетителей: сначала все вдруг останавливаются…, потом округляют глаза… потом начинаются вопросы:
"А что у вас перестановка?" (Как будто так не видно…)
"А сюда можно проходить?" (Конечно)
"А здесь можно книги брать?" (А для чего же тогда библиотека?)
"А где теперь энциклопедии?" (Пойдешь прямо, а потом направо…)
Покрутившись ещё посерединке, все делают вывод: "Так лучше!"

Настя, Федорова Ксюша, Гадирова Тунзала, Теймурова Асмая, Васильева Диана… Нравится их живое желание почитать что-то новенькое. Все, что было на полке уже перечитали… Скоро, скоро, птички, появятся в библиотеке новые книги.
2008 год (продолжение)
Выдаю книги Достоевского десятикласснице Кате Садовниковой:
Катя: Спасибо.
Я: На здоровье.
Катя: Да уж, "Преступление и наказание" - это на здоровье.

Смотрим в библиотеке фильм о детских писателях. На экране - Корней Чуковский, малыш-второклассник выдал: " Лицо у него положительное". Да уж, не отрицательное, очень положительное…

Свою работу иногда называю пасекой. Вот идет урок, я прохожу по коридору, классы, словно ульи, гудят, шумят по-рабочему: учимся… Сейчас прозвенит звонок, и самые трудолюбивые пчёлки прилетят ко мне, в библиотеку, "за мёдом". Вот они мои пчёлки: Маша Богданова (2А), Михайличенко Елена (7Б), Клищенкова Вика (6А), Лис Марта (10 класс)…

Разговор с первоклассником Данилом Кузнецовым.
Данил выбрал книгу Маршака "Самое любимое", а я люблю всякие вопросики неожиданные задавать, вот и спрашиваю: " А что у тебя самое любимое?"
Он, немного подумав: "Стихи".
А я – ему: "А я у меня самое любимое – мороженое"
Он делает круглые глаза, не ожидал…, думал, наверное, что я ему тоже про книжки буду рассказывать.

Приближаются майские победные праздники, в библиотеке тихо, только слышно, как листы шелестят – это девчушка-шестиклассница Настя Контюряева читает книгу "Великая Отечественная война". Боюсь ей помешать…
Иногда ребята просятся "поползать" по библиотеке. Ну, разве можно отказать этим любопытным глазам… Идут осторожно по библиотечным "лабиринтам". Через некоторое время я спрашиваю: "Ну, как экскурсия?"
- "Ужас, как много книг!"
Это всего лишь школьная библиотека, а представьте, сколько книг, например, в Ленинке в Москве или даже в Мурманской Областной библиотеке… (Матиевская Настя и Контюряева Настя).

Ученица 3класса Ксюша П. выбрала книгу "Флот Петра 1", её подружка Лера Н. удивлена: "Зачем тебе это? Да и не задавали нам такого…"
Ксюша объяснила: "Просто у меня папа – Пётр…"
Вот интересно, какой у неё папа Пётр… 1, 2 или еще какой?
Беседуем с третьеклассником:
- Не часто ты бываешь в библиотеке
- Да некогда, я ведь ещё в музыкалку хожу…
- На чём играешь?
- Аккордеон и фортепиано
- Нравится?
- Нравится…только с учителем проблемы есть…Она пенсионерка, и я к перепадам её настроения никак не могу привыкнуть
- Ну, перепады настроения бывают и молодых. Бывает, молодые еще вреднее могут быть. Ну, и вообще люди разные, и к каждому нужно подход найти
- Да, тут нужна психология…
Третьеклассники уже о психологии задумываются…

Оксана Гинейд (8 класс) - вот маленькая антеннка, настроенная на все хорошее. Услышит что-то новое на уроке – и топ-топ - в библиотеку…То новые книги из серии "Заветная мечта", то после рассказа Маргариты Николаевны, классного руководителя, взяла книгу о фашизме "Империя смерти". Редко сейчас ребята читают по своей инициативе, все больше к урокам берут книги, а жаль…

В 4 классах прошли Уроки Мужества, посвященные Дню Победы. Сначала ребята сидели какие-то разболтанные, смешливые, но чем больше мы говорили о войне, тем серьезнее становились лица… Может, что-то останется в душе?

Кравчук Лена из 11 класса – одна, к сожалению, из немногих читающих ребят. "Читающими" я называю тех, кто читает не только к уроку, но и для себя, в свою духовную копилку. Для таких читателей хочется что-то стоящее предложить. Вот, например, роман моей любимой Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы". Как сама Лена сказала: "Эту книгу вся моя родня перечитала: мама, тетя, бабушка… та просто слезами обливалась – так за героиню переживала… а ещё хотела с собой эту книгу в поезд взять.
Иногда в библиотеке провожу музыкальные эксперименты. Вот, например, как - то включила современную и красивую музыку …., и смотрю: старшеклассники потянулись один за другим книжки сдавать. Воробьёв Сергей: "Надо чаще бывать в библиотеке". А что?... Это тоже способ привлечения в библиотеку. Музыка – мощнейшее оружие воздействия, особенно на молодёжь, она создает хорошее настроение, а когда настроение хорошее, тогда и жизнь, и работа, и учёба веселей.
Как-то раз включила диск "Звуки природы", библиотека наполнилась пением птиц, журчанием ручья, шумом моря. Обожаю эти звуки, вот и захотелось, чтоб наши северные, городские дети послушали всю эту красоту.Для многих это было полной неожиданностью: начинали крутить головой, искать, откуда идут звуки…
Были и такие, у которых, как говорится, никакой реакции: как сидели, болтали о своих делах, так и продолжали… Наверное, не всегда так просто: подобраться к чужому внутреннему миру… Особенно, у подростков (7-9 класс), они так заняты своими персонами и персонами своих товарищей, что на "окружающий мир мало внимания" обращают. Вот малыши более эмоциональны, и старшие ребята – тоже: они уже лучше умеют управлять своими чувствами и мыслями.

На стеллаже – глиняная фигурка читающего мальчика. Эту фигурку подарил библиотеке Костя Дингилевский, когда учился в 4 классе. Костя занимается скульптурой, лепкой. Я его про себя называю Костя Церетели. Может, и правда, он свою жизнь свяжет с искусством. Было бы здорово! А то, как послушаешь, в наше время, все юристы, да экономисты, да продавцы… Один практицизм…
По коридору раздается какой–то непонятный мелодичный звук, как будто кто- то в ладошках монетки мелкие пересыпает или колокольчики бренчат. В библиотеку заходят девушки… в восточных нарядах с монистами (Малащенко Саша и Смирнова Оля): "Марина Александровна, хотите посмотреть, как мы танцуем? Тогда приходите на Последний звонок!" Интересное получилось приглашение!

Обожаю вот такие откровения:
на перемене Аня Ильинцева (4 Б класс) в библиотеке по телефону громко разговаривает с мамой: "Мама, я, кажется, сделала на уроке открытие… Я решила задачу совершенно новым способом…" Рядом стоят десятиклассники и снисходительно улыбаются…
Счастливая девчонка! Круто! Сколько еще впереди открытий!

Катя Казимирова (4 класс) рассматривает книгу "Русские храмы", показывает мне фотографию с шапкой Маномаха, я её спрашиваю: "Нравится?" Она морщится: "Не мой фасон…"
В наше время современные читатели хотят и книги современные читать, новые, красочные… Но вот малявочка из 1 класса Макаровская Аня взяла в библиотеке неказистую, на вид, книжку "Сурка" - старенькую, потрёпанную, 1967 года рождения - рассказы о животных. Через несколько дней приносит книгу и иллюстрации к ней, которые сама нарисовала: вот Рыжуха с жеребёнком, вот котёнок… нарисовала, как смогла…

Закончился учебный год, ребята сдают учебники и получают новые на следующий год. Саша Бурундуков из 10 класса не успел книги получить, как тут же сел в библиотеке физику читать за 11 класс…
Встреча с новыми книгами – встреча с новыми друзьями, которые обязательно пригодятся не раз в жизни…
2009 -2010 учебный год
Пришла в библиотеку 19 августа на работу – и такой сюрприз: рядом с библиотекой стоит гора новой мебели. Ну, гора это - метафора, конечно, а в общем, 20 штук новеньких красивеньких стеллажей… Красивенькие-то они красивенькие, но вот как их в библиотеку заносить?.. Со старых полок нужно снимать книги, расставлять на новых… Работы - ужас как много! Спасибо помощникам Кнутовой Насте и Гинейд Оксане, а ещё школьному логопеду Рите Георгиевне, учителю Марьиной Марине Григорьевне… Вы просто ангелы - мои помощники!

"1Б и оса" - название для юмористического рассказа о школе. На самом деле – это чистая правда. На уроке в класс влетела, бог знает откуда, оса … Поднялся шум и гам, визг и писк… Всем классом сбежали в библиотеку… спасаться. Вот так началась наша дружба. А помогла оса… Кстати, она за ребятами и в библиотеку прилетела, наверное, кто- то очень сладкий был…
Воропаев Алеша (2А) читает журнал "Мир техники для детей". С радостью сообщает: "Сначала я читаю про танки, а потом мама!" Вот какие мамы боевые! Про танки читают!..

Гарбузов Витя (3Б) в Книге Памяти разыскивает фамилию своего дедушки, погибшего на войне.

Ученик 9 класса П. вдруг заинтересовался психологией. Вот уж от кого не ожидала, так это от него. Побеседовали с ним. Взял книгу Дейла Карнеги "Как завоевать друзей".
- Пойду, всех завоюю…, - смеётся.
Жаль, что мало книг на эту тему в библиотеке.

Шмелёв Никита (9 класс) интересуется военной техникой. С большим трудом, но все-таки мы нашли с ним устройство автомата Калашникова. Помог старенький учебник по "Начальной военной подготовке", раньше был такой предмет в школе. Вот он и пригодился…

К празднику – Дню города Мурманск - репетируем стихи Николая Колычева "Мурманские ступеньки". Стараются перваши, выступают… Максим Хазизов волнуется: "А у меня хорошо получается?" Алена Лисовская переживает: "Я, кажется, не выучила…", хотя уже накануне все прекрасно рассказывала. Саша Четыркин читал про белого медведя, Алина Галиус - про памятник Алёше, Лиза Христюк – про новогоднюю площадь Пять углов. А Васильева Ксюша – стихотворение "Красный бант", мама её постаралась красные банты сделать в белую горошину, как у поэта в стихотворении "Мурманские ступеньки".
Ксюша Лозовская (1Б) – главный "специалист по Чебурашкам", все книги об этой зверюшке перечитала.

Задание по геометрии в 9 классе: "Взять "Таблицы Брадиса".
Бедные "Таблицы Брадиса"! Как их только не называют посетители библиотеки: и таблицы Брагиса, и Брадиуса, и Брайля…

Андрею Крючкову 4Б задали написать сообщение о морском коньке. В прошлом году в этом классе я проводила библиотечный урок об экологии. Из журнала "Свирель" приводила интересный факт о жизни морского конька, показывала фотографии… И вот ведь, оказывается, помнит ребёнок.
Необычный запрос от ученицы 7 класса Теймуровой Асмаи: найти стихи…, о ком бы вы думали?... О насекомых. Вот это да!... (это ей такое смешное задание дала учительница биологии Смирнова З.Ф). Мы сразу стали вспоминать: "В траве сидел кузнечик", "Муха, муха-цокотуха", "Попрыгунья- стрекоза", Весело было вспоминать разные стихи, тут уже и другие читатели внесли свою лепту, и учителя…

В библиотеке есть одна книга, которая пользуется особенным интересом, это "Имя, отчество, фамилия" Б.Ю. Хигира. Это и понятно: каждому хочется узнать о себе любимом и о своём имени. Помню, как-то одна читательница целый час по телефону перечитывала эту книгу своей маме.
Максим Хазизов, первоклассник, а уже интересуется техникой, читает журнал "Мир техники для детей", мама его говорит, что он даже записи делает. В общем, всё по-серьёзному, по-научному.

В библиотеке в 1Б (классный руководитель Васильева М.Б.) прошёл костюмированный праздник "Путешествие в страну Фольклорию".
Ребята пришли, одетые в костюмы из русских народных сказок. Тут и Василиса Премудрая была (Алина Галиус), и Иванушка (Четыркин Саша), и Иван Царевич ( Дзядевич Саша), и Журавль с длинным клювом (Хазизов Макс), а уж зайцев, мышек, лисичек, медведей - просто не перечесть!
На празднике у нас выросло Фольклорное дерево, и сказочная полянка была, и викторина по русским сказкам, и мультик "Царевна- лягушка", и русская народная игра "Кошки – мышки".
Ребята теперь знают много русских скороговорок, пословиц, закличек!

В библиотеке появился громадный телевизор. Вся школа в восхищении!
Теперь можно много интересного проводить с помощью современной техники.
Петя В., второклассник, спрашивает у своего друга: "А как библиотекарницу зовут?" Я обалдела от такого словотворчества! Долго смеялась и дома всем хвасталась, какое у моей профессии новое название.

"Время чистой воды"- так назывался классный час, который мы проводили в 6Б классе. Много было различной информации в защиту чистой воды, а еще мы решали практическую задачку: "Каждый день в школьную столовую привозят огромную бутыль чистой, артезианской воды аж - из Псковской области. Объем бутыли – 20 литров, стоимость – 200 рублей.Вопрос: какое количество чистой питьевой воды выпивает наша школа за год и сколько тратит денег на это?"

У Семенихина Ильи довольно редкое, для мальчиков нашей школы, но в то же время модное, в последнее время, увлечение – кулинария. Вот уже год, как он специально интересуется этой темой. В будущем Илья планирует стать поваром в ресторане.

Семиклассник Ч. Вася смущённо спрашивает: "А такое произведение "Повести Белкина" "существует"?" Конечно, "существует"… Пушкин его написал! А ты не смущайся: вы для того и ходите в библиотеку, школу, чтобы узнавать, какая литература "существует"…
Вот ещё интересное увлечение у одного из читателей: Лушпенко Руслан (4А) интересуется песнями. Часто выписывает их из песенников, причем, ему нравятся песни, которые пели наши мамы и папы, а у кого-то – бабушки и дедушки: "Солнечный круг", "Огонёк", "А у нас во дворе"…
Вот так связь поколений и происходит, через песню…

Вот вы думаете, для чего человеку голова? (Кроме, красоты, конечно)Ответ одной из шестиклассниц: "Для того, чтобы, когда дождик идет, вода внутрь не попадала"…
Это юмор такой… Чтоб вы знали…

Редко,к сожалению, но такое бывает: спрашиваю мнение о прочитанной книге у четвероклассницы Травниковой Даши. Ответ: "Очень понравилась, я даже плакала в конце". На самом деле, замечательная книга французского писателя Рене Гийо "Белая грива" из тех, что воспитывает чувства, я сама, помню, плакала, когда читала её.
Разный народ ходит в библиотеку… Бывает, ученик на уроке не проявляет особенных успехов, а в библиотеке вдруг проявляется какой-то интерес: или к журналам новым о современной молодёжи, или к устройству автомобиля, или к достижениям техники, или к домашним животным… И пусть эти знания, может быть, не потребуются сегодня - завтра на уроке, но, я уверена, обязательно дадут свои ростки в будущем.

Некоторые ребята берут книги для своих мам, бабушек… Например, Катя Бочкарёва свою бабушку, любительницу животных, порадовала книгой "Я люблю собак". Действительно, замечательная книга с симпатичными зверушками и смешными надписями… Почитаешь – и весело проведёшь время!

Иногда на меня нападает ужас, когда приходят некоторые читатели, которые отшатываются от книг, как от кошмара какого- то! В глазах у них я вижу панику: не дай бог библиотекарь какую-нибудь книгу предложит! Бегом, бегом из библиотеки! Сдал книгу, которую прочитал по указанию учителя – и бежать! "Беги, кролик!" - так называется роман одного американского писателя.
А где же свои интересы? Свой кругозор? Свое духовное взросление?...

Разными путями приходят ребята к книге, вот, например, книгу М. Глуховского "Метро 2033 года" ребята стали спрашивать после того, как появилась игра по этой книге. Терехин Женя из 11класса, Каргин Женя из 6Б захотели сравнить игру и книгу. Что лучше? Посмотрим, посмотрим...
К вам на работу залетал когда-нибудь самолёт?
А ко мне в библиотеку залетал, прямо в дверь из коридора, правда, бумажный, но очень скоростной, такой же быстрый, как и его хозяин, Петя Вакулин из 2Б. Вот уж кто не посидит на месте ни минуты. Он и книжки про самолеты любит и про всякую военную технику. А что? может это его призвание…

Сколько счастья!!! Катя Малышева просто прыгает от радости, как она говорит: "Вопрос жизни и смерти!" В театральном центре, в котором она занимается, задали задание по книге Харриса "Братец Кролик!", и вот она, эта книга, у нее в руках… Ну, успехов тебе, будущая актриса! Рада была тебе помочь!
Сколько читателей, столько и темпераментов. Наблюдать за ними необыкновенно интересно. Есть у меня такой мальчик из 4 класса, ну такой медлительный, живёт в каком–то своём мире, на своей волне. Всё делает неторопливо, вот прозвенел звонок и он мед-лен-но подходит (не подбегает, как все остальные) к стеллажу и мед-лен-но кладёт журнал не на самый верх (как сделал бы обычный ученик-торопыга), а наоборот, в самую глубину, в самый низ журнальной стопочки…

Теперь в библиотеке есть Интернет!
Уже 9 мая вышли на сайт "Победители" Ура! Мы тоже со всем миром!
2010-2011 учебный год
Октябрь. Чудесный праздник, посвящённый творчеству Джанни Родари в начальных классах.

Ноябрь-декабрь. В библиотеке - "оригамная лихорадка"! Началась "эпидемия" с учениц из 4б класса Кирилюк Нади и Большаковой Алёны, которые после занятий приходили в библиотеку, брали книгу "Оригами" и начинали мастерить разные фигурки.
Это послужило толчком для того, чтобы объявить конкурс на лучшую поделку оригами для 2-7 классов.

Большая иллюстрированная энциклопедия "Оригами" пользуется теперь большим успехом!

Мама Леры Самусик – 8 класс, Кости Самусик - 7 класс, Самусик Вероники – 3 класс принесла в библиотеку огромный альбом со схемами оригами.
Спасибо всему семейству Самусик, вы нам очень помогли!

В конце дня выметаем кучу бумажного мусора, ребята прямо в библиотеке мастерят фигурки, а некоторые приносят их из дома.
Главное: это еще одна возможность привлечь ребят в библиотеку!
За время конкурса с книгой познакомились около 100 человек.
Есть у меня один мальчик из 5 класса, он всегда какой-то задумчивый, сосредоточенный, а тут, смотрю, читает "Классный журнал" и улыбка на лице. Конечно, комиксы - не самое лучшее чтение, это с моей, библиотечной точки зрения, но если человеку весело, то почему бы и нет…

Пятиклассница возвращает книгу "История человечества", уголки у книги слегка надорваны:
- Я не успела подремонтировать "человечество", подклейте пожалуйста. Вот, теперь придется ремонтировать "всё человечество".

Посохова Ксюша (5А) в школе у нас недавно, но в библиотеке она частый гость. Любит книжки читать про волшебство и про животных, ещё много журналов перечитала: "Геолёнок", "Классный журнал". Поделки на конкурс Оригами сделала, в общем, очень активный товарищ!

Ещё любит Ксюша с библиотекарем побеседовать на самые разные темы: то загадку мне длиннюююющую загадала, то сказку-притчу рассказала, да не какую- нибудь, а о вреде курения.
Вот она:
-В один город завезли торговцы табак, и ну его расхваливать: "Если будете курить наш табак, то всегда будете молодыми, к вам не залезет вор в дом и собака никогда не покусает".
Люди решили спросить у мудреца, правда ли это?
И мудрец им ответил:
- Конечно, не состаришься, коль умрёшь смолоду.
- К вам не залезет вор, потому что курящий всю ночь кашляет, а какой вор залезет в дом к бодрствующему.
- Конечно, собака не покусает курящего, потому что он ходит с палкой, а всякая собака боится палки.


Еще Ксюша нарисовала плакаты о наркомании и наркообмании.

В библиотеке с 9 по 23 декабря проходила книжная выставка-викторина "Герои Отечества":26 вопросов о героях России всех времен, задача - не только дать правильный ответ, но и найти нужную книгу на стеллаже. В первый день участвовали 3 человека, на следующий день пришли еще пятеро, так по методу снежного кома количество участников увеличилось, но не в количестве дело… Один из ребят Левшун Саша (8А) спрашивает: "А кто это придумал?"
Я сразу нахохлилась, думала: " Сейчас начнут "плеваться". Ан нет! "Весело", - говорит. Знал бы он, что это самая лучшая награда слышать, что человеку весело, нескучно.

Степанова Саша (7Б) очень терпеливый человек. На викторину, посвященную Героям Отечества потратила много сил, упорства и времени. Часа два "ползала" по книжной выставке, искала ответы на вопросы. Такое терпение и упорство достойны уважения. Потом она и на другой день в библиотеку пришла.
Родион Полях из 7А тоже "загорелся викториной", несколько дней провел с историческими книгами и, что особенно ценно, сам, без указания учителя, без наставления библиотекаря, чтобы ответить на один из вопросов, взял в библиотеке повесть Пушкина "Капитанская дочка". Вот - главный результат!

Самусик Лера ( 8А ) в начале викторины такую мысль обронила: "Я не умею по книжкам искать". Так для этого и конкурс, чтоб учиться. Как же здорово было слышать, как нашла-таки девчонка книгу про Александра Матросова и прямо в библиотеке вслух прочитала о его подвиге. Это – тоже результат!

Лидеры викторины приходили отвечать на вопросы в течение целой недели, а вот Вика Клищенкова (8А) одним махом за один вечер нашла ответы на 20 вопросов.
В ходе викторины были казусы: "Емельян Пугачев – великий флотоводец!", "Маршал Жуков ушел в партизаны"…К сожалению, не всегда мы были на высоте, но ничего…Мы же учимся, на то и школа, на то и библиотека…

Ещё интересно наблюдать, как, какими способами каждый стремится заработать балл: кто-то старательно вчитывается в текст, кто- то напрягает свою память и знания, кто-то играет "в угадайку" или хорошо "работает ушком" (авось что услышу от других), но есть упорные, которые не признают никаких подсказок, вот из таких, наверное, будет толк.
В книжной викторине приняли участие ребята из разных классов:
Усатенко Женя (9Б) 1+1= 2 балла
Полях Родион (7А) 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=12 баллов
Степанова Саша (7Б) 1+1+1+1+1+1+2+1= 9 баллов
Самусик Лера (8А) 1+2+1+1+1+2+1+1+1+6+1+1+ 1 +1= 24 балла
Учитель англ.яз. 24 балла
Динаев Шамиль (7А) 1 балл
Клищенкова Вика (8А) 1+1+1+1+6+5+1+1+1+1+1+1 =20
Корякин Ваня ( 8А) 1+1+1+1+1=5
Каркавцева Рита ( 8А) 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 =10
Гадирова Тунзала (8А) 1+1+1+1= 4
Теймурова Асмая (8А) 1 +1 +1+1= 4
Левшун Саша (8А) 1+1+1+1+1 =5
и другие...
К 23 февраля, Дню защитников отечества, в библиотеке книжная выставка, но не простая, а с выставкой " боевой техники".

Даша Чефранова (4А) принесла настоящий компас, Максим Чурюканов (4А), Борцов Данил (2Б), Родочин Данил (4А) – самолёты, Кирилюк Надя и Ваня - самоходные установки, Кругликов Рома (2Б) - парашютиста с парашютом, Алиев Рафаил – военный мотоцикл, есть у нас тут и солдатская каска, и танки…
В общем полный парад на Красной площади.
А еще недавно прямо из Москвы мы заказали новую книгу о войне для 1-4 классов: Новокрещенов И.В. "Страницы великой Победы".
"Никто не забыт, ничто не забыто…"

Встреча с прошлым:
из библиотечной книги выпала … старая фотография … где- то конца 70-х годов прошлого, увы, столетия…
20 век… Фотография чёрно-белая, очень плохого качества, но понятно, что это Новый год, ребят я не помню, видно только, что очень весело: ребята пытаются съесть яблоко, которое висит, на верёвочке, без помощи рук…Смешно…а вот Снегурочку я помню до сих пор: Оля Ларина, была у нас такая милая и симпатичная девочка в школе с большими глазами и пушистыми волосами - настоящая Снегурочка…
Показала фотографию ребятам, они смеются:
"У вас тут, если покопаться в книгах, то ого-го!, что можно найти…"
"Да, золото и бриллианты".

А если серьезно, то, на самом деле, библиотека существует с 1935 года, со дня основания школы. И в ее фондах есть очень старые книги, например, книга Чарушина 1940 года издания, или книга из серии ЖЗЛ "Шекспир" 1935 года – это наши библиотечные реликвии…

К празднику, дню рождения Агнии Барто, репетируем сценку с первоклашками Никита из 1 класса в восторге от своей роли, очень ему нравится быть рыбачком: "Класс!"- говорит. Ушёл, через 5 минут снова прибегает и рассказывает вдруг о себе и своем папе, о сложной жизненной ситуации… Все, он мой… Такое общение раскрепощает детей, делает их близкими, очень дети тянутся к вниманию…

Фото с праздника, посвящённого Агнии Барто.
2 марта 2011 года принесли почту в библиотеку, я открываю свежий номер журнала "Школьная библиотека" и - "библиотекарь в шоке": мои записки напечатали в таком уважаемом, таком "столичном" журнале… Разве такое бывает? Бывает, оказывается…Честно говоря, я не ожидала, что "мое произведение" будет кому-то интересно… Спасибо, за такой подарок! И Вам всего самого наилучшего!

Пятиклассницы Давыдова Лера и Ящук Аня (5Б) целыми днями пропадают в библиотеке. Приходят после уроков, берут журналы и "строчат, строчат"… Я поинтересовалась, чем же они так увлечены?
Оказывается, это наши будущие хозяюшки, кулинары. А переписывают они рецепты вкусных блюд и напитков: мохито, кексы и многое другое.
Беседа эта состоялась как раз вовремя, перед праздником 8 марта. Интересная идея для книжной выставки "Чем мы маму удивим?" Девчонки сразу загорелись, начали перелистывать журналы с рецептами, решено: "Делаем выставку!".
Тут еще Руслан Лушпенко пообещал принести большую кулинарную книгу своей бабушки, которую она собирает много лет. Вот будет здорово!
Незаметно от рецептов мы перешли к другой теме "Застольные церемонии". Ведь правильно вести себя за столом, в обществе - это очень важно!

Катя Романовская 7Б за один вечер прочитала рассказ Бунина "Лапти", я, признаться, засомневалась, что он так быстро прочитан. Думала, как часто бывает, отнесут книгу на урок, учителю покажут и сдают непрочитанным. Но мои сомнения оказались напрасными: Катюша так здорово пересказала этот рассказ, мне самой интересно было послушать.
Школьная библиотека – особенная: очень трудно в ней добиться тишины. Если честно, я особенно и не стремлюсь к идеальной тишине: мы всё-таки работаем с детьми, и на переменке нужно немного передохнуть и расслабиться, но… все-таки, все-таки… библиотека – это зона "спокойной деятельности" ребенка. Небольшое объявление: "Соблюдайте тишину"- делает свое дело и помогает в работе, ведь, когда в библиотеке во время перемены находится около 12- 16 человек, просто будет невозможно работать, а это маленькое указание о соблюдении тишины успокаивает даже самых бойких.

Оля Белко из 1 класса берёт одну книгу для себя "Волшебное королевство", а другую для мамы "Дядя Федор, пёс и кот". Мамам тоже хочется отдохнуть и вспомнить детство.
Любимая тема
Для многих ребят тема домашних животных – самая, самая…
Их просто нельзя остановить, стоит только заговорить о домашних любимцах. Каких только собачатников, крольчатников, лошадников… я не выслушала за эти годы
Григорьева Света, Родина Настя, Пашкова Лена, Чурюканов Максим…

Ребята с упоением рассказывают о своих зверушках. И не воспользоваться этой темой в своей работе грех! Всегда такому читателю стараюсь что-нибудь интересное подкинуть: или книгу Акимушкина, или журнал "Юный натуралист"…
А в 6 классах мы провели час интересной книги по творчеству Троепольского и его "Белому Биму Черное Ухо" и фильм посмотрели. Он никого не оставил равнодушным…

Скоро весенние каникулы, каждый год в эти каникулы мы проводим Неделю детской книги. Нас ждут разные книжные мероприятия: Праздник "День рождения Агнии Барто" для 1-2 классов, конкурсы эрудитов 3-4 классы, подготовка к 50-летию полета Юрия Гагарина в космоc 5-8 классы, а еще мы провели опрос:

"Для чего нужна библиотека?"

Вот какие ответы мы получили:

- я часто хожу в библиотеку, чтобы читать журналы
- я хожу в библиотеку, чтобы читать и брать стихи
- я хожу в библиотеку для того, чтобы брать книги для уроков
- я хожу в библиотеку, чтобы отдохнуть от уроков и поиграть в телефон
- мне нравится в библиотеке то, что можно отдохнуть после уроков!
- пообщаться с библиотекарем и просто отдохнуть
- меня в библиотеку привлекают журналы
- меня привлекают интересные книги (приключения), журналы и выставки
- здесь тихо
- я хожу в библиотеку делать уроки, посидеть, помочь что- нибудь сделать, почитать журналы, взять книги.
Стенд рядом с библиотекой "Я хочу читать"



В библиотеку влетает стая восьмиклассников (Кожин Владимир, Прохоренко Ваня, Теймурова Асмая, Гадирова Тунзала…), срочно, срочно для подготовки к зачёту по истории нужны материалы: что такое бюрократия, индустриализация, реформы в России 19 века…

Листаем Школьную энциклопедию по истории, Большой энциклопедический словарь, залезаем в Интернет…Через 10 минут "тайфун" из восьмиклассников уносится на зачёт. Что это было?..

Вот пока и все… День за днём идет время, каждый учебный год приносит что-то новое: новые лица, встречи, беседы с ребятами, новые события, из которых и складывается жизнь такого необходимого для детей места - школьной библиотеки.

Самое главное, это, конечно, дети… Для них мы работаем и живём.



Hosted by uCoz